Творчество Боба Дилана (настоящее имя Роберт Аллен Циммерман, родился в Дулуте, штат Миннесота) оказало глубокое воздействие практически на всех серьезных рок-музыкантов 60-х. Он был не просто одним из величайших бардов своего поколения, с несколько ленивой, медлительной манерой исполнения, что, впрочем, по общему признанию, дело вкуса, он был человеком, который поднял поп-музыку до уровня самоуважения, благодаря чему она состоялась как форма истинного искусства. Конечно, не его вина, что некоторые из тех, кто пытался соперничать с ним, относились к себе слишком серьезно, задаваясь целями, превышающими их возможности, и в результате теряя ориентиры. Тогда поп-музыка, казалось, стремилась к саморазрушению, становясь слишком заумной.'Дилан и сам не избежал этих соблазнов. Он был снисходителен к себе, временами претенциозен и преднамеренно невнятен, пытаясь изображать загадочную личность, но когда преодолевал искушение играть роль придворного шута, вновь доказывал, что он превосходный автор, создавая, как по волшебству, с кажущейся легкостью и игривостью, точные, хорошо продуманные поэтические образы в своих острых и проницательных песнях. К 25 годам он написал более десятка песен, ставших вехами в истории рока, и еще пару десятков, которые можно назвать классическими с любой точки зрения. Среди них «Blowin' InTheWind» — «Развеваясь на ветру», «TheTimesTheyAreA'Changin» — «Времена, они меняются», «LayLadyLay» и «LikeARollingStone» — «Как перекати-поле».
|
|
Следует сказать, что своеобразный стиль пения Дилана и шероховатости звукозаписи, которые характеризовали его альбомы, часто приводили к тому, что его песни становились более успешными и популярными в исполнении других музыкантов. Byrdsподдержали свою карьеру целиком за счет горстки превосходных кавер-версий[36] Дилана, из которых наиболее известна иобладает высокими литературными достоинствами «Мг. TambourineМап» — «Человек с тамбурином». Брайан Оджер и Джули Дрисколл выиграли огромный хит с «ThisWheel'sOnFire», которую Дилан, вероятно, никогда не предполагал выпускать как сингл; «А HardRain'sA'GonnaFall» («Скоро выпадет тяжелый дождь») в исполнении Брайана Ферри попала в список хитов через десять лет после того, как была написана, и сравнительно недавно, в 1991 году, GunsN' Rosesполучили платиновый диск за кавер-вер-сию «Knockin' OnHeaven'sDoor». Все вышесказанное подтверждается и предпочтением, оказанным Диланом версии «АН AlongTheWatchtower» в исполнении Джими Хендрикса, что он и доказал позже, заново перезаписав песню в стиле Хендрикса.
Дилан появился в 1963 году в роли послевоенного Вуди Гатри[37], этакого трубадура района пыльных бурь, исполняющего песни протеста в сопровождении акустической гитары и губной гармоники. Но скоро он нашел этот стиль слишком ограниченным, а фолк-аудиторию — удушающе консервативной. Отклоняя роль их мессии, он появился в 1965 году на фолк-фестивале в Нью-порте, чтобы нарушить спокойствие «бород», кактогда называлось фолк-братство, за что во время выступления его перебивали, осмеивали и издевались, выкрикивая: «Иуда».
|
|
После этого он решил, что свободен от фолка и может делать рок с почти сюрреалистическими стихами, тот рок, который нравится ему и не принадлежит к какой-то определенной традиции. В этот период вышли два из его наиболее совершенных альбомов «BringingItAllBackНоте» (1965) и «Highway61 Revisited» («Вновь на шоссе 61») (1966). В 1966 году Дилан на своем мотоцикле попал в аварию и из-за травм был вынужден взять творческий отпуск. Он вернулся, чтобы закончить десятилетие парой произведений в стиле кантри-рок: вдохновенным«JohnWesleyHarding» и неоднозначным «NashvilleSkyline» («Контуры Нэш-вилла»). Свою окончательную форму Дилан вновь обрел в точно названном «BloodOnTheTracks» («Кровь на пути»). Этот альбом 1975 года был весьма самокритичным и являл собой свидетельство неудачного брака Дилана с искренностью. За «BloodOnTheTracks» последовал неотразимый альбом «Desire» (также 1975 год), который открывался «Нигпсапе», ожесточенными нападками на американскую систему правосудия с просьбой выпустить черного боксера, который, по убеждению Дилана, был осужден несправедливо. Но это был последний всплеск активности Дилана; он утрачивает свой боевой дух, обращается к христианству, становится преданным приверженцем веры и проповедником. В 80-х с ренессансом танцевальной музыки и хай-тек(high-tech),высокотехнологичной поп-музыки, влияние Дилана, казалось, было обречено кануть в Лету, но возрождение в 90-х гитарных составов и исполнителей, которые также были способны писать песни для себя и своих музыкантов, восстановило былую славу и пиетет Боба.
Можно сказать, что до Дилана поп-музыка была бессмысленным чудовищем, Франкенштейном, грубо сбитым из плохо пригнанных друг к другу частей, чья цель состояла в том, чтобы дать радость и остроту ощущений детям, запугивая и отравляя жизнь их родителям. Но после Дилана она приобрела значимость и стала гораздо более осмысленным и привлекательным созданием.