Deeppurple(создана в 1968 Г. )

Более десяти лет DeepPurpleудерживала офи­циальный рекорд самой громкой рок-группы, иони, казалось, гордились этим качеством. Они заслужили славу одной из самых тяжелых групп тяжелого рока, но хранили верность блюзовой основе, которая давала их песням гибкость и при­влекательность, большую, чем у несгибаемых приверженцев риффа. В прежней инкарнации они успели создать пару псих-поп синглов-хитов в Соединенных Штатах с Hushи KentuckyWoman, затем сменили певца и бас-гитариста[53] на более приземленных рокеров. Новому певцу, Иэну Гил-лану, не хватало тонкости Роберта Планта из LedZeppelin, но у него был достаточный объем лег­ких, чтобы его можно было услышать поверх мощных аккордов и одной из самых внушитель­ных ритм-секций в роке.

Сочетание взрывных личностей привнесло в группу необходимый динамизм и накал. Гитарист Ричи Блэкмор и клавишник с классическим обра­зованием Джон Лорд непрерывно посягали на центр сцены, занятый Иэном Гилланом; «мотор», барабанщик Иэн Пейс, и бас-гитарист Роджер Гловер тоже не собирались изображать только фон для вокала, пусть даже великолепного.

Было время, когда DeepPurpleмогла преобра­зоваться в группу прогрессив-рока, но проект Джона Лорда «ConcertoForGroupAndOr-chestra» (1969), записанный «живьем» в лондонс­ком Алберт-Холле в сопровождении Королевско­го филармонического оркестра, не имел такогоуспеха, как бескомпромиссный ответный удар хард-рока в «DeepPurpleinRock» (1970), который надолго обосновался в британской пятерке хитов, хотя и не пользовался столь же сокрушительным успехом в США.

«InRock» открывается «SpeedKing» с грозовой какофонией одного аккорда, из которой Гиллан выстраивает последовательность линий, напоми­нающих о прошлой красоте рока. Но дикий, иска­женный звук гитары Блэкмора и маниакально вибрирующее тремоло, вопящий орган Лорда и яркие барабанные фразы Пейса — чистые 70-е. Альбом продолжается в том же самом воинствен­ном русле и достигает апофеоза в «ChildInTime», которая начинается с медленного тления и закан­чивается полыханием кульминационного вопля.

Противопоставление быстрых, до предела разъяренных рокеров сердечному блюзу и про­никновенным балладам было продолжено в пос­ледующих альбомах («Fireball», «МасЫпе Head» и «WhoDoWeThinkWeAre?»), где представлена бесспорная классика — «StrangeKindOfWoman», «BlackNight» и «SmokeOnTheWater» — и кото­рые продавались грузовиками до 1973 года, пока личные проблемы и почти непрерывные гастро­ли не вынудили Гиллана и Гловера покинуть группу.

Группа продолжала работать, варьируя со­став, привлекая то Дэвида Ковердейла и Гленна Хьюза, доказавших свой талант в ставшем попу­лярном альбоме «Вигп» (1974), то Томми Воли­на, гитара которого прозвучала в «Соте FastetheBand». Но состав команды Блэкмор, Гиллан, Гловер, Лорд и Пейс был, совершенно очевидно, лучшим.

НЕМНОГОЗВУКА:

Yes. «Close ТоThe Edge» (1972)

Восемнадцатиминутный трек, давший название последнему альбому прогрессивного рока, имеет все признаки новой формы, но не свободен от про­счетов, которые показали его избыточность прежде, чем какой-либо группе дали шанс исполнить что-нибудь, достойное прослушивания.

Как попытка создать новый жанр классического рока (или «умного рока», как его иногда называли) — это замечательное и мощное усилие, полностью вы­полнившее свое обещание расширить словарь рок-музыканта и создать звуковые пейзажи столь же яр­кие, как у классических импрессионистов: Равеля, Дебюсси и Сати[54]. Последовательность развития фрагментов песни в расширенную сюиту чрезвычай­но успешна, особенно когда главные темы возвраща­ются к ключевым моментам, чтобы принести ощуще­ние последовательности и законченности.

Несмотря на длинноты, там очень мало «воды», поскольку группа ловко переходит от одной идеи к другой, твердо придерживаясь основного пульса, который держит трек на плаву даже в течение вто­ричных пассажей.

Члены группы гордились своим техническим мастерством, и вместе они демонстрируют закон­ченную музыкальность, а также способность созда­вать плотно текстурированный звук, родственный оркестровке, но без роскоши письменной партиту­ры.

Барабанщик Билл Бруфорд, когда он пересека­ется со звучащей в стиле ситара гитарой и солиру­ет по модели полиритмии, придает открывающему инструментальному сегменту аромат джаз-рока, а Крис Скуайр перфорирует музыкальную ткань сво­им ударным басом. В прогрессив-роке каждый инструмент периодически играет ведущую партию, как и в джазе, но иногда рок-музыканты не придер­живаются дисциплины или чувства гармоничной инвенции и загромождают звуковой пейзаж пото­ком нот, когда «сражаются» за центр сцены. К сча­стью, музыканты Yesна данном треке так не посту­пают, хотя гитарист Стив Хауи был известен игрой каждой ноты в небывалом масштабе, вместо того чтобы использовать более эффектный короткий «мазок». Его лабиринтообразные соло и такие же соло волшебника клавиатуры Рика Уэйкмана (кото­рый часто играл свои незабываемые яркие партии одновременно с Хауи) объединяются, чтобы стро­ить великие соборы звука. В кульминационный момент этого трека Уэйкман вступает таким мощ­ным звучанием, подобным звуку церковного органа, что возникает подозрение в нарочитости столь драматического эффекта, дабы заставить умолкнуть все возражения (остальные инструменты)!

Несмотря на напыщенность, в «CloseТо TheEdge» есть все необходимые компоненты прогрес-сив-рока. Однако при более глубоком анализе вид­но, как эта картина смазывается глупой и претен­циозной псевдомистической путаницей, которую вокалист Джон Андерсон попытался представить как поэзию. Даже другие члены группы позже при­знавали, что они не понимали, о чем он пел! Когда в более поздних альбомах они слишком увлеклись своим инструментальным красноречием, до самой недисциплинированной степени, Yesраздулось и нарушило все пропорции. От этого зрелища нас освободили панки, явившиеся, чтобы уколоть чрез­мерно раздувшееся эго Yes.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: