Более десяти лет DeepPurpleудерживала официальный рекорд самой громкой рок-группы, иони, казалось, гордились этим качеством. Они заслужили славу одной из самых тяжелых групп тяжелого рока, но хранили верность блюзовой основе, которая давала их песням гибкость и привлекательность, большую, чем у несгибаемых приверженцев риффа. В прежней инкарнации они успели создать пару псих-поп синглов-хитов в Соединенных Штатах с Hushи KentuckyWoman, затем сменили певца и бас-гитариста[53] на более приземленных рокеров. Новому певцу, Иэну Гил-лану, не хватало тонкости Роберта Планта из LedZeppelin, но у него был достаточный объем легких, чтобы его можно было услышать поверх мощных аккордов и одной из самых внушительных ритм-секций в роке.
Сочетание взрывных личностей привнесло в группу необходимый динамизм и накал. Гитарист Ричи Блэкмор и клавишник с классическим образованием Джон Лорд непрерывно посягали на центр сцены, занятый Иэном Гилланом; «мотор», барабанщик Иэн Пейс, и бас-гитарист Роджер Гловер тоже не собирались изображать только фон для вокала, пусть даже великолепного.
|
|
Было время, когда DeepPurpleмогла преобразоваться в группу прогрессив-рока, но проект Джона Лорда «ConcertoForGroupAndOr-chestra» (1969), записанный «живьем» в лондонском Алберт-Холле в сопровождении Королевского филармонического оркестра, не имел такогоуспеха, как бескомпромиссный ответный удар хард-рока в «DeepPurpleinRock» (1970), который надолго обосновался в британской пятерке хитов, хотя и не пользовался столь же сокрушительным успехом в США.
«InRock» открывается «SpeedKing» с грозовой какофонией одного аккорда, из которой Гиллан выстраивает последовательность линий, напоминающих о прошлой красоте рока. Но дикий, искаженный звук гитары Блэкмора и маниакально вибрирующее тремоло, вопящий орган Лорда и яркие барабанные фразы Пейса — чистые 70-е. Альбом продолжается в том же самом воинственном русле и достигает апофеоза в «ChildInTime», которая начинается с медленного тления и заканчивается полыханием кульминационного вопля.
Противопоставление быстрых, до предела разъяренных рокеров сердечному блюзу и проникновенным балладам было продолжено в последующих альбомах («Fireball», «МасЫпе Head» и «WhoDoWeThinkWeAre?»), где представлена бесспорная классика — «StrangeKindOfWoman», «BlackNight» и «SmokeOnTheWater» — и которые продавались грузовиками до 1973 года, пока личные проблемы и почти непрерывные гастроли не вынудили Гиллана и Гловера покинуть группу.
Группа продолжала работать, варьируя состав, привлекая то Дэвида Ковердейла и Гленна Хьюза, доказавших свой талант в ставшем популярном альбоме «Вигп» (1974), то Томми Волина, гитара которого прозвучала в «Соте FastetheBand». Но состав команды Блэкмор, Гиллан, Гловер, Лорд и Пейс был, совершенно очевидно, лучшим.
|
|
НЕМНОГОЗВУКА:
Yes. «Close ТоThe Edge» (1972)
Восемнадцатиминутный трек, давший название последнему альбому прогрессивного рока, имеет все признаки новой формы, но не свободен от просчетов, которые показали его избыточность прежде, чем какой-либо группе дали шанс исполнить что-нибудь, достойное прослушивания.
Как попытка создать новый жанр классического рока (или «умного рока», как его иногда называли) — это замечательное и мощное усилие, полностью выполнившее свое обещание расширить словарь рок-музыканта и создать звуковые пейзажи столь же яркие, как у классических импрессионистов: Равеля, Дебюсси и Сати[54]. Последовательность развития фрагментов песни в расширенную сюиту чрезвычайно успешна, особенно когда главные темы возвращаются к ключевым моментам, чтобы принести ощущение последовательности и законченности.
Несмотря на длинноты, там очень мало «воды», поскольку группа ловко переходит от одной идеи к другой, твердо придерживаясь основного пульса, который держит трек на плаву даже в течение вторичных пассажей.
Члены группы гордились своим техническим мастерством, и вместе они демонстрируют законченную музыкальность, а также способность создавать плотно текстурированный звук, родственный оркестровке, но без роскоши письменной партитуры.
Барабанщик Билл Бруфорд, когда он пересекается со звучащей в стиле ситара гитарой и солирует по модели полиритмии, придает открывающему инструментальному сегменту аромат джаз-рока, а Крис Скуайр перфорирует музыкальную ткань своим ударным басом. В прогрессив-роке каждый инструмент периодически играет ведущую партию, как и в джазе, но иногда рок-музыканты не придерживаются дисциплины или чувства гармоничной инвенции и загромождают звуковой пейзаж потоком нот, когда «сражаются» за центр сцены. К счастью, музыканты Yesна данном треке так не поступают, хотя гитарист Стив Хауи был известен игрой каждой ноты в небывалом масштабе, вместо того чтобы использовать более эффектный короткий «мазок». Его лабиринтообразные соло и такие же соло волшебника клавиатуры Рика Уэйкмана (который часто играл свои незабываемые яркие партии одновременно с Хауи) объединяются, чтобы строить великие соборы звука. В кульминационный момент этого трека Уэйкман вступает таким мощным звучанием, подобным звуку церковного органа, что возникает подозрение в нарочитости столь драматического эффекта, дабы заставить умолкнуть все возражения (остальные инструменты)!
Несмотря на напыщенность, в «CloseТо TheEdge» есть все необходимые компоненты прогрес-сив-рока. Однако при более глубоком анализе видно, как эта картина смазывается глупой и претенциозной псевдомистической путаницей, которую вокалист Джон Андерсон попытался представить как поэзию. Даже другие члены группы позже признавали, что они не понимали, о чем он пел! Когда в более поздних альбомах они слишком увлеклись своим инструментальным красноречием, до самой недисциплинированной степени, Yesраздулось и нарушило все пропорции. От этого зрелища нас освободили панки, явившиеся, чтобы уколоть чрезмерно раздувшееся эго Yes.