Когда бывший преподаватель Брайан Ферри, окончивший факультет философии искусства в университете Ньюкасла, создал RoxyMusic(название должно было вызывать в памяти китч Арт-деко[63] 30-х годов), он хотел, чтобы группа разрабатывала множество кажущихся противоречащимидруг другу стилей и подавала их с убежденностью и щегольством. Мутант гибрида глэма и погрессив-рока, Roxyпородила новый жанр, преднамеренно бросив вызов стандартной классификации. И у этого жанра были свои восторженные почитатели, поскольку он был альтернативным, стильным, экспериментальным, наконец, «роксистским», романтичным, ностальгическим и футуристическим, а временами — все вместе.
Их одноименный дебютный альбом, «RoxyMusic» (1972), вполне отвечал этому замыслу, демонстрируя замечательное разнообразие стилей и настроения. Треки «SeaBreezes», «Ladytron», «Re-make», Re-model» и их первый сингл-хит «VirginiaPlain», противопоставленный балладам в стиле 30-х годов и нахальному року 50-х с намеком на упадок конца 60-х в манере VelvetUnderground, представляли собой, безусловно, единое целое, сверкающее золотыми блестками электронных украшений, собранное с шиком второсортного научно-фантастического кинофильма 50-х. Критики яростно нападали на продуманную, изощренную манерность группы, имидж глэма и претензии на поп-арт, но не заметили великолепный вокальный стиль Ферри, который считается одним из наиболее совершенно «сделанных» голосов в роке, полученных скрещиванием голосов эстрадного певца 50-х и черного певца соул.
Однако все сомнения были сметены с выходом второй долгоиграющей пластинки, «ForYourPleasure)) (1973), про которую Ферри сказал: «Здесь мы, наконец, сделали то, что я хотел сделать».
В «Stranded» (1973) Roxyпродвинулись дальше, сохраняя избранный курс, хотя здесь уже заметны уход Иноу и появление скрипача и кЛа-вишника Эдди Джобсона. Влияние Иноу все еще можно услышать в причудливой«Amazona», но экзотический элемент исчез навсегда. Липкие атрибуты глэма сократились, уступив место тому, что Ферри называл «Casablancalook», придавая альбому вид фаталистической романтики, хотя своей внешней сложностью он был больше обязан пресыщенному Ноэлю Каварду. Придерживаясь своего нового образа тунеядца и любителя пожить, Ферри нашел, что стало легче писать грустные песни, и это тут же отразилось в идеально стилизованной, то задумчивой, то оглушающей «SongForЕигоре», завершающейся кодой на французском и латинском языках. «Песня для Европы» стала бы классическим синглом, но более обычный рок-трек «Streetlife» показался более необходимым и был поставлен в альбоме вместо нее. Два других фрагмента, заслуживающих внимания на «Stranded», — «Psalm» и «MotherOfPearl»; первый, вычурный и гимноподобный, был создан по шаблону «SongForЕигоре», а последний выглядел как признание надоевшей гостевой утонченности. Имидж рок-коктейля вышел наружу.
Выбор названия для следующего альбома стал еще одним свидетельством двойственных отношений Ферри с сильным набором треков. «Соипггу Life» — «Сельская жизнь» (1974) был очевидной пародией на элитный английский журнал с тем женазванием. И все же Ферри явно поставил перед собой задачу быть светским человеком. Альбом объединил принадлежность группы к рок-истеблишменту с прекрасно обработанной поп-музыкой в «А111 WantIsYou», с ароматом средневековья в «Triptych» и стилем немецкого кабаре в «BitterSweet», но в этом альбоме Roxyутратили свою остроту.
Следующий альбом, «Siren» (1975), был первым альбомом, который показал, что смещение к ориентируемым на танцы трекам с «BothEndsBurning» и «LoveIsTheDrug)) олицетворяет новый подход. Восторженный прием, который альбом получил в Америке у всех значительных, ориентированных на взрослую аудиторию радиостанций, где доминировала музыка диско, убедил Ферри, что рынок танцевальной музыки слишком велик, чтобы его игнорировать, и если он хочет всеамериканской славы, то должен пожертвовать претензиями на арт-рок в пользу танцевальной музыки. По этой причине «Siren» был последним «настоящим» альбомом RoxyMusic. После его выхода группа распалась, предоставив Ферри возможность с переменным успехом заниматься сольной карьерой. В 1979 году, когда Roxyвновь предстали перед публикой, в составе группы уже не было Эдди Джобсона, как не было и ранних творческих идеалов, которыми пришлось пожертвовать в угоду бездушной танцевальной музыке. Как это ни парадоксально, чем слабее были их последние альбомы, тем более успешными они становились.
«FleshAndBlood» (1980) типичен для этого периода — много блеска и мало сути. Однако с коммерческой точки зрения это была наиболее успешная запись, достигшая первого номера в чартах в Великобритании и продержавшаяся там в течение года. Основные фрагменты включают вялую элегантность «TheSameOldScene» и «OverYou»; первый трек построен на партии электронного барабана; оба трека управляются маловыразительным танцевальным битом. Остальные инструменты создают фон, временами вспыхивая приглушенным соло. По существу Roxyстали аккомпанементом для вокала Ферри, идеальным фоном для вечеринок с обедом и дискотек. Ферри реализовал свои амбиции: Roxyстали «классной группой».
НЕМНОГО ЗВУКА:
The Sweet.«ВаНгоотBlitz» (1973)
«Агеyou ready Steve?»— «Uh-huh», «Andy?»— «Yeah», «Mick?»— «OK», «Alright fellas, let's доооо!»(«Ты готов, Стив? — Угу. — Энди? — Да. — Майк. — Да. — Отлично, ребята, начнем!»)
Из-за манерного «призыва к рукам» на начальных тактах становится ясно, что Sweetявно дурачили всех, когда собрались сделать этот «симпотиш-ный» сингл, ставший классическим. Как и все другие настоящие хиты, он был написан 100-процентно успешной командой Майка Чепмена и Ники Чинна, которые создали многочисленные классическиехиты с тремя аккордами для «кожаной рокерши» Сюзи Куатро и ретро-рокеров Mud.Многие из этих хитов звучали как имитация Пресли.
Под косметикой и шокирующими костюмами Sweetскрывалась удрученная своим положением группа хард-рока, которой приходилось играть роль последователей Боуи и Болана. Делали они это без восторга, но все же делали, потому что это приносило им хит за хитом. Однако они настаивали на усилении каждой песни, которыми их снабжали Чинн и Чепмен. Это придавало их синглам большую уверенность и гарантировало группе не только подростковую, но и более взрослую аудиторию.
«ВаПгоот Blitz» выбивается из общего ряда своим необычным двойным темпом, шаркающим ритмом на барабанах, который оставляет мало пространства для риффа, обычного аккомпанемента ритм-гитары, ударов или бренчанья, так что гитаре приходится играть синкопами в паузах, создавая эффект пыхтенья, подобно локомотиву. Стихи увязываются с ломкой партией гитары и задыхающимся вокалом Брайана Коннолли. Когда вступает хор, наступает разрядка после напряжения нарастающей последовательности аккордов, создавая впечатление, что мы все только что сошли с «Американских горок», страшных, но притягательных.
Песня по-детски проста, как все большие синглы глэм-рока, и маловероятно, что группа понимала, как изобретательно они замаскировали недостаток сложности умным контрастом дополнительных фраз, что, несомненно, было их удачей. Лучшие поп-записи всегда делались для забавы, и они выдержали испытание временем, потому что эта детская простота, забавность всегда хорошо маскировались.