Знаменитый солист QueenФредди Меркьюри умер в 1991 году в возрасте 45 лет от заболевания, сопутствующего СПИДу. Длина его некрологов свидетельствовала о беспрецедентном рекордном успехе и уважении, с которым весь музыкальный мир относился к общительному, искреннему и очаровательному Меркьюри. Невероятная популярность Queen, которая одно время грозила затмить Beatlesи Элвиса, гарантировала им почетное место в Зале славы рока, но объемы их продаж резко контрастировали с тем незначительным влиянием, которое они оказали на эволюцию поп-музыки.
Queenначали как рок-группа, «более умная, чем большинство групп "забойного рока"», с такими песнями, как «SevenSeasOfRhye», «КillеrQueen» и «BohemianRhapsody» («Богемская рапсодия»), но они быстро стали профессиональными угодниками толпы, о чем свидетельствуют их массовые концерты, проходившие на стадионах, и претенциозные гимны «WeAreTheChampions» и «WeWillRockYou».
В течение 20 лет Queenнаслаждались почти непрерывной чередой многомиллионных продаж синглов и получали платиновые альбомы. Во время турне посещаемость их концертов побивала все рекорды и в Европе, и в Америке. Они прорвались на огромные рынки Восточной Европы и Южной Америки, оказавшись первой западной рок-группой, выступившей в Венгрии и Бразилии. И все же, несмотря на то, что они делали больше, а иногда и лучше, чем многие из современников, под их влиянием не появилось ни одной новой группы. Возможно, так получилось потому, что они были слишком эклектичны, чтобы кому-то захотелось их копировать. Музыка состояла из имитаций мелодий мюзик-холлов 20-х годов, эпических роковых песен, совершенного воссоздания рокэбилли, треков фанк-диско, оперных баллад и всего прочего, что умещалось между перечисленным. И все безупречно, отшлифовано, выдержано в лучшем стиле, со щегольством, но без намека на что-нибудь новаторское. Своим рекламным клипом на музыку «BohemianRhapsody» группа положила начало эре поп-видео, но сам трек был повторением пройденного, правда очень изощренным повторением: из банальной мелодии Меркьюри создал семиминутный оперный шедевр.
|
|
Способность удовлетворить все вкусы в одном альбоме была, конечно, частью их привлекательности, хотя это стоило им доверия со стороны их первых поклонников, которые гордились тем фактом, что ранние альбомы группы были сделаныбез помощи вездесущих синтезаторов. Группой восхищались за умение создавать хардроковый звук без синтезаторов. Но к концу 70-х они почти отказались от рока в пользу танцевальной музыки, где синтезатор был необходим. Другая причина их успеха была в изобилии талантов: все четыре члена группы сочиняли песни, и вполне успешно. Их звук немедленно узнавали. Он характеризовался мощным многослойным вокалом (все четверо пели); звук барабана — «больше, чем жизнь»; необычайно высокий тон ведущей гитары, исходивший от уникального, ручной работы инструмента, и поверх всего этого — вычурный, почти оперный вокал Меркьюри.
|
|
АВВА
(создана в 1973 г., распалась в 1981 г.)
Шведская группа АВВА начала свой путь — путь одной из самых успешных групп всех времен — в 1974 году, после победы на конкурсе Евровидения. Тогда их веселая песенка «Waterloo» была признана лучшей. Вся их дальнейшая работа опровергала установившееся мнение, что победители Евровидения — это «чудо одного хита». Непрерывная вереница из 18 синглов, попавших в первую десятку в чарте Великобритании, причем восемь из них занимали первое место, и восемь альбомов и десять синглов-хитов, шедших под первыми номерами в чарте США, — лучшее томудоказательство. Еще более существенно то, что они вдребезги разбили снобистский миф о приоритете англоязычных стран в сфере создания заслуживающей внимания музыки. Им удалось это сделать своими очень мелодичными, прекрасно сделанными синглами, так что даже более «серьезные» артисты, такие, как Элвис Костелло, были вынуждены признать их выдающееся мастерство.
И все же, когда они впервые появились в своих атласных комбинезонах и ботинках на серебряной платформе, двойная команда «мужей и жен», Бьорн и Агнета, Бенни и Анни-Фрид, то продемонстрировали такую чудовищную нехватку элегантности в одежде и такую музыкальную банальность, что критики беспощадно набросились на них. Впрочем, публику это мало заботило, столь же мало, как и то, что тексты их песен, казалось, были взяты из фразеологического словаря английского языка. Их записи покупали миллионами, что сделало экспорт записей группы АВВА невероятно большим, прибыль от него превысила доход от шведской сталелитейной промышленности.
В конце 70-х всемирная слава стала одной из причин разрыва брачных союзов АВВА, но, как ни странно, именно в это время их песни обрели новую глубину. «TheWinnerTakesItА11», «TheDayBeforeYouСаше» и другие, близкие к ним по характеру песни были полны задумчивой меланхолии. Обычно ведущую партию исполняла одна из девушек, затем тема удваивалась октавами на фортепьяно, далее шли слоистые бэк-вокалы и все мелодраматически разрешалось хоровым припевом, мелодия которого легко запоминалась — ее насвистывали, напевали, как хиты Beatles. Песни АВВА были просты и мелодичны, что сделало их необыкновенно популярными. Но была и еще одна причина их глобального господства на поп-рынке — использование видео-записей. Они могли представить свой новый сингл одновременно на всех рынках западного мира, исключая, таким образом, необходимость совершать турне, которые, кстати, ненавидели и считали безумно дорогими: чтобы воспроизвести звук своих записей, они были вынуждены нанимать слишком много музыкантов.
К 1981 году разлад личных отношений сделал невозможным дальнейшее совместное существование квартета, и они расходятся, чтобы работать в различных сольных проектах, осуществляемых с умеренным успехом.
В 1992 году дань АВВА воздала долгоиграющая пластинка, выпущенная поп-дуэтомErasureи возглавившая чарт в Великобритании. Это инициировало возрождение АВВА, которое выразилось в собрании самых знаменитых хитов, «АВВА Gold», продажи которого превысили 7 миллионов. Такое количество продаж только ностальгией объяснить невозможно.
ДИСКО
Диско, музыкальный стиль, возникший из любви человечества к танцам и доминировавший впоп-чартах второй половины 70-х, был не столько музыкой, сколько стилем жизни. Хотя он вырос из яркой танцевальной культуры черных в наполненных соулом 60-х, к 70-м он отфилыровался исполнением на сцене белых гей-клубов, и был уже не столько музыкальным движением, сколько явлением моды — при этом очень сомнительной. В гей-клубах, которые в начале 70-х распространились по всем крупным городам Европы и Соединенных Штатов в результате большей либерализации общества, относились к музыке равнодушнее, чем черные танцевальные ди-джеи, но им все же требовались какие-то диски для клубных проигрывателей, поскольку они не могли себе позволить нанимать на всю ночь «живые» группы. Таким образом, спрос создал рынок для белого фанка, боковой ветвью которого и стал диско.
|
|
Многие из исполнителей диско были анонимными музыкантами сессий звукозаписи или потерпевшими неудачу певцами соул, которые знали достаточно, чтобы обеспечить хорошее исполнение. Но они мало что могли предложить в области мелодии и текста для создания треков, обладающих реальной индивидуальностью. По этой причине вся музыка диско казалась однообразной (как оно и было на самом деле), и только количество ударов в минуту позволяло танцующим различать записи. В результате число ударов в минуту стали печатать на ярлыке звукозаписи, чтобы ди-джей мог перейти от одной записи к другой, а танцующие даже не замечали, что запись изменилась!
Музыка диско предназначалась только для танцев. Фактически, никто не слушал ее как музыку, потому что у нее было минимальное музыкальное качество. Редким исключением были подлинные звезды соул, например Джеймс Браун и Слай Стоун, которые с восторгом принимались толпой в дискотеках, пока музыка диско не создала собственных звезд. Из них только Chic, КС andTheSunshineBandи Донна Сам-мер (Ладонна Гейнз) сделали что-то настолько серьезное, чтобы внести вклад в развитие поп-музыки, но Саммер быстро устала от пения под монотонный ритм электронного барабана, который мало чем отличался от метронома. Ее продюсер, Джорджо Мородер, создал несколько великолепных хитов для эксцентричного поп-дуэтаSparks, чей юмор, стилизованный под братьев Маркс, сделал их диско-записи намного более забавными, чем записи бригад «золотых медальонов и вспышек». До фильма «SuturdayNightFever», «Лихорадка субботнего вечера» (1977), который обеспечил диско основными покупателями записей (и восстановил карьеру австралийской вокальной группы — 60-х BeeGees), главными потребителями записей диско (почти исключительно 12-дюймовых синглов) были клубные ди-джеи. Посетителям клубов нравилось, что всегда есть мелодии, поддерживающие устойчивый ритм, пока их ноги двигаются. Было подозрение, что им нравилось даже действовать в такт электронному барабану и звуковым эффектам, что следующее поколениеполучило с техно, кислотным хаусом, рэйвом[64] и джанглом[65] в 90-х.
|
|
Думаю, меня не сочтут снобом, поскольку это факт, что, когда музыка диско истощила свой чрезвычайно ограниченный музыкальный словарь, от этого стиля не осталось почти ничего, что стоило бы слушать.
РЕГГЕЙ
Реггей, популярный танцевальный ритм, родившийся на Ямайке, был единственной неамериканской музыкальной формой, оказавшей существенное и длительное воздействие на послевоенную поп-музыку.
Он зародился в 50-х, когда молодежь острова приспособила фортепьянный стиль буги американских исполнителей ритм-энд-блюза, таких, как Фэтс Домино, к электрической гитаре. Но при этом они подчеркивали второй и четвертый удары, чтобы получить «удар из-за такта», характерный для реггей. Первоначально это называлось не реггей, а ска — звукоподражательное название, которое должно было передать характерный подрезанный ритм, рассекающий ритм-энд-блюзовую основу.
Пионерами нового звука были владельцы фирм звукозаписи, например Лесли Конг, и ди-джеи танцзалов, подобные Клементу Сеймуру Додду по прозвищу Сэр Звук. Ди-джеи стремились сами стать продюсерами, поскольку им как воздух были необходимы эксклюзивные записи для их звуковых установок. Между ди-джеями шла жестокая конкурентная борьба, доходившая до вооруженных конфликтов. Эта вооруженная, курящая гашиш, незаконная культура отражалась в текстах песен, как и изменчивая политическая обстановка, царившая на острове, — предмет страстных дебатов и исполнителей, и продюсеров.
Когда стало очевидно, что танцующие хотят покупать не только входные билеты, но и записи, Додд и его конкуренты начали делать записи местных групп. В те годы они могли позволить себе выпускать исключительно синглы. Только когда записи начали массово экспортироваться и влиять на европейские поп-чарты, а случилось это в начале 70-х, фирмы смогли себе позволить капиталовложения в производство и сбыт долгоиграющих пластинок.
Лесли Конг открыл первую звезду реггей, Джимми Клиффа, завоевавшего международную известность, а фирма Додца, «StudioОпе», владела большим и разнообразным списком, включавшим таких известных исполнителей, как Элтон Эллис, Марша Гриффите, Кен Бут, Джон Холт, BurningSpear, Maytalsи Wailers.
К тому времени, когда Боб Марли, первая и единственная суперзвезда Ямайки, стал выступать с группой Wailers, Додд вступил в жесткую конкуренцию со своим бывшим учеником Ли Перри. Именно Перри подготовил Боба Марли к славе, которую он нашел с «lslandRecords», английской фирмой, в значительной степени ответственной за представление реггей остальной части мира. Кстати, первый международный хит «Island» был безобидной песенкой Милли Смола «Му BoyЬоШрор», написанной в 1964 году, в которой молодой Род Стюарт играет на средней гармонике! Прошло еще четыре года, прежде чем реггей оказал реальное воздействие на поп-музыку благодаря композиции Десмонда Деккера «Israelites», которая показала, что этот стиль следует воспринимать как нечто большее, чем новую танцевальную музыку. Сингл Деккера возглавил хит-парад в Великобритании и вошел в Тор 10 США.
Но, прежде чем музыка могла появиться на рынке белых покупателей за границей, она должна была скруглить острые грани, прикрыть грубость элегантным блеском. Между 1964 и 1967 годами ска стал менее ужасным и воспринял от американских групп более тяжелый звук рока. Это также изменило его название: теперь он назывался музыкой «грубых мальчиков» в честь уличных гангстеров, чьи противоправные «подвиги»часто отображались в текстах. Образцамиэтогостилястали«Judge Dread» ПринсаБастераисинглыSlickers — «Johnny Too Bad» и«Rudy, A Message To You». Последний стал гимном английской субкультуры скинхедов[66] начала 70-х, а десятилетием позже обеспечил хит группе из Ковентри Specials, которая сделала эту запись во время возрождения ска в 80-х — одна из самых необъяснимых странностей в истории поп-музыки.
В конце 60-х насилие, царившее в трущобах Ямайки, пошло на спад, и ска стала медленнее, лиричнее, монотоннее. Этой музыке было дано соответствующее название — «рок-стэди» (спокойный рок). В 70-х темп музыки вновь ускоряется с сохранением акцента на затакте и добавлением переливов и тяжелого звука бас-гитары. Эта версия была названа реггей, чтобы отразить размеренный регулярный ритм (англ. reggae— «регулярный»). В 70-х растафарианство, религиозно-философское учение и миролюбивая религиозная секта, поклонявшаяся эфиопскому императору Хайле Селассие I как богу на Земле, оказывавшаяумеренное влияние на жизнь Ямайки, стало главной движущей силой реггей. Частью привлекательности Боба Марли были тихое достоинство и искренность, лежащие в основе музыки, которая выражала его растафарианские убеждения.
Другие известные исполнители включали в свой репертуар совершенные ритм-секции Слая Данбара и Робби Шекспира, передавших свою точность группе Aswad, перед тем как выделиться во внештатных музыкантов сессии и поднимать уровень записей международным исполнителям, таким, как дива танца Грейс Джонс и даже Бобу Дилану.
Доступность звуковой аппаратуры дала возможность ди-джеям создавать собственные хиты, подражая своим черным американским коллегам, которые исполняли рэп (разговор в ритме) на записях. Диск-жокеи накладывали свой голос на уже имеющиеся фонограммы и полученную запись давали в эфир. Ямайские ди-джеи и исполнители, такие, как Ю Рой, Деннис Алькапоне и BigYouth, были способны экспромтом выдавать свою уличную философию и импрессионистскую поэзию на сопровождающих треках, создавая таким образом новый жанр, названный «тоустинг», ставший предшественником черного американского рэпа.
После тоустинга появился даб — прием редактирования фонограммы путем перестановки ее фрагментов, добавлением новых, удалением лишних. С радиостанций тоустинг и даб перекочевали в студии звукозаписи, где ими стали пользоваться исполнители, например, Аугустус Пабло, доктор Алимантадо, Кинг Табби и вездесущий Ли Перри.
В конце 70-х реггей угрожала опасность стать рядовым направлением в разнообразной ткани поп-музыки, но белые группы ThePolice, CultureClubи даже TheClashассимилировали ритмы рэг-гей в свою музыку. Приобретение некоторыми группами электронных клавишных и электронных барабанов в тщетном усилии сделать музыку более модной приводило к тому, что зажигательная искра реггей гасла, музыка становилась менее жизнерадостной. Основные представители реггей почивали на лаврах прошлых успехов своих классических записей, а новое поколение ямайской молодежи все больше стремилось входить в главное течение рока, где гарантировались реальные деньги и слава. Со смертью Боба Марли от рака в 1981 году музыка словно утратила свою душу. Возможно, чтобы возродиться, реггей должен ждать появления исполнителя такого же уровня, как Марли, а для этого может потребоваться много времени.