Внутриредакционные обязанности и права журналиста. Устав редакции как инструмент организации деятельности СМИ

Устав редакции средства массовой информации - принимается наобщем собрании коллектива журналистов - штатных сотрудниковредакции большинством голосов при наличии не менее двух третейего состава и утверждается учредителем. В уставе должны бытьопределены: взаимные права и обязанности учредителя, редакции,главного редактора; полномочия коллектива журналистов - штатныхсотрудников редакции; порядок назначения (избрания) главногоредактора, редакционной коллегии и (или) иных органов управленияредакцией; основания и порядок прекращения и приостановлениядеятельности средства массовой информации; передача и (или)сохранение права на название, иные юридические последствия сменыучредителя, изменения состава соучредителей, прекращениядеятельности средства массовой информации, ликвидации илиреорганизации редакции, изменения ее организационно-правовойформы; порядок утверждения и изменения устава редакции, а такжеиные положения, предусмотренные законодательством. Уставредакции, организованной в качестве предприятия, может являтьсяодновременно уставом данного предприятия. В этом случае уставредакции должен соответствовать также законодательству опредприятиях и предпринимательской деятельности.

Журналист обязан:

• соблюдать устав редакции;

• проверять достоверность сообщаемой информации;

• удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании на ее источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если оно оглашается впервые;

• сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника;

• получать согласие на распространение в СМИ сведений о личной жизни от гражданина или его представителей (за искл.случаев, когда это нужно для защиты обществ. интересов);

• при получении информации ставить лицо в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино - и фотосъемки;

• ставить в известность главного редактора о возможных исках и предъявлении иных требований в связи с распространением подготовленного им сообщения;

• отказаться от данного ему главным редактором или редакцией задания, если оно либо его выполнение связано с нарушением закона;

• предъявлять при осуществлении проф. деятельности по первому требованию редакционное удостоверение (документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста).

Журналист несет также иные обязанности, установленные законодательством РФ о СМИ. При осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций.

Журналист – гражданин, осуществляющий сбор, обработку инф. и подготовку материалов для редакции зарегистрированного СМИ, и связанный с редакцией трудовым договором.

1) Ж. м.б. только гражданин осуществляющий деятельность по обработке инф.

2) Ж. – гражданин, который сотрудничает с зарегистрированным СМИ, но также ж. признается тот, кто взаимодействует со СМИ, для которого регистрация не требуется.

3) Ж. – гражданин, связанный юридическими отношениями средакцией на основании трудового договора, авторского или действующего по поручению.

Поскольку труд. деят. возможна с 14 лет, то с этого возраста возможен статус журналиста.

Закон о СМИ закрепляет комплекс прав и обязанностей журналистов, при этом права и обязанности возникают в связи с получением информации, а также по-поводу взаимодействия журналиста и редакции.

При получении информации журналист в праве:

• Получать и искать информацию

• Посещать гос., муниципальные, общественные организации

• Получать доступ к материалам и документам, за исключение тех, которые составляют гос. тайну

• Находится в местах стихийных действий, чрезвычайных происшествий

• Использовать технические средства связи

При распространении инф. журналист в праве:

• Проверять достоверность

• Высказывать свои мнения и суждения в материалах

• Распространять материалы под псевдонимом/ анонимно

При взаимоотношении с редакцией ж. может отказаться от выполнения задания и в праве снять свою подпись с материала, если в результате проверки, исказилась его позиция.

Журналист при получении инф. обязан:

1. Предъявлять редакционное удостоверение

2. Получать согласие на использование съёмки

3. Обеспечить конфиденциальность источнику инф., либо авторизовать сообщение, полученное впервые.

При распространении инф. ж. должен проверять:

1. Достоверность

2. Не распространять слухи под видом достоверной информации

3. Ж.должен уважать право других лиц

В отношениях с редакцией ж.обязан:

1. Соблюдать устав

2. Предупреждать редактора о возможных претензиях

3. Обязан отказать от задания, если это противоречит закону.

Журналист НЕ должен осуществлять сбор инф. по заданию иных лиц, не являющихся редакцией СМИ.

Деятельность ж. основывается на принципах свободы поиска и распространения инф., однако он не должен злоупотреблять своими правами и свободой СМИ.

В случае нарушения чужих прав и интересов ж. может быть привлечён к юр. ответственности.

Журналист и редакция освобождаются от ответственности, если недостоверная инф.:

• Получена в ответе на официальный запрос

• Инф. предоставлена гос.органами

• Если инф. содержится в материалах, которые не подлежат редактированию, либо распространяются в прямом эфире

• Если инф. явл. дословным воспроизведением материала другого СМИ, которое м.б. привлечено к ответственности.

Доступ к информации. Аккредитация журналиста. Порядок распространения информации. Хранение материалов.

Для обеспечения своих обязанностей по обеспечению информационных интересов общества, журналист вправе получать информацию. Для получения иннф из официальных источников редакция может направлять запрос на предоставление инф.

• Ответ на запрос должен предоставляться в течении 7 дней

• Если информация не м.б. предоставлена, в ответ на запрос в течении 3 дней д.б. направленно уведомление об отказе. С указанием причин отказа, датой принятия решения и должностного лица, принявшего решение об отказе.

• Отказ от предоставления инф м.б. обжалован в суде.

• Если предоставление инф в течении 7 дней не возможно, то в ответ на запрос в течении 3 дней д.б. направлено уведомление об отсрочке предоставления инф с указанием причин отсрочки датой принятия решения и должностного лица, принявшего решение об отсрочке

• Решение об отсрочке м.б. обжаловано в суде

Для обеспечения эффективного взаимодействия между источниками инф и редакцией СМИ предусмотрен институт аккредитации. Т.е. гос., муниципальных, обществ. Организации м. аккредитовывать журналиста по обращению его редакции.

Правила об аккредитации разрабатываются соответствующей организацией и не должны содержать дискриминационных условий в связи со статусом СМИ, объемом, формой или территорией распространения СМИ.

Организация, аккредитовавшая журналиста, обязана:

1. Информировать обо всех проводимых мероприятиях за исключением закрытых.

2. Предоставлять стенограммы мероприятий, документы.

3. Создавать надлежащие условия для работы журналиста во время проводимых мероприятий

Аккредитация прекращается, если б. распространена недостоверная, порочащая инфи данный факт установлен судебным решением, ступившим в силу.

Аккредитация не предполагает более предпочтительного отношения к журналистам к-л отдельных СМИ при предоставлении инф.

Распр-е инф может осуществляться на коммерческой основе или безвозмездно. При этом каждый экземпляр печатного СМИ д. содержать выходные данные. За выпуск без выходных данных предусмотрена административная ответственность. А так же ответственность возникает из-за распространения недостоверных сведений об объеме тиража.

Распространение продукции вещательных СМИ предполагает наличие лицензии, т.е. разрешения на использовании эфирной частоты. При этом распространитель сигнала не должен создавать помехи для работы других лиц.

В передачах вещательных СМИ д. указываться название, главный редактор. И при постоянном вещании, не реже 4-х раз в сутки д. сообщаться о том, кто осуществляет вещание.

Для обеспечения сохранности культурного наследия и обеспечения доказательной базы на случай возникновения конфликтов, каждый выпуск печатного СМИ должен сопровождаться рассылкой бесплатных экземпляров: учредителю, регистрирующей организации, в книжную палату, в библиотеку президента, в библиотеку федерального собрания, в гос библиотеку и публичную

Им. Салтыкова-Щедрина.

Дополнительно может предусматриваться обязательная платная рассылка экземпляров каждого выпуска. За непредоставление обязательных экз предусмотрена административная ответственность.

Вещательные организации обязаны хранить в записи все материалы, вышедшие в эфир, в течении 3-х месяцев. В редакции обязаны вести регистрационный журнал. С указанием всех передач, их автора, ведущего, участников. Журнал должен храниться в течение одного года с момента внесения последней записи

15. Состав профессиональных обязанностей сотрудника пресс-службы.

В наше время пресс-службы имеются в штатах всех государственных структур, финансово-промышленных групп, банков, коммерческих и некоммерческих организаций, политических партий, общественных движений и т.д. Особенности организации работы пресс-службы зависят от того, где (на предприятии какого типа и какой формы собственности, финансирования, преследуемых целей, решаемых задач и т.д.) она будет функционировать.

В зависимости от объема работы обязанности службы по информационному обеспечению общественности могут выполнять:

• пресс-секретарь;

• пресс-бюро;

• отдел по работе с прессой;

• пресс-служба или пресс-центр;

• руководитель службы PR;

• внештатные работники или внешняя консультативная фирма.

Как показывает практика, штат сотрудников пресс-служб в среднем может колебаться от двух-трех сотрудников до тридцати и больше. При любой форме организации подразделение пресс-службы призвано решать две генеральные задачи.

1. Обеспечивает полноту и оперативность информации о деятельности представляемой им организации.

2. Создает оптимальные условия для работы аккредитованных журналистов.

Для исполнения этих задач у сотрудников пресс-служб коммерческих организаций, в частности, имеются следующие профессиональные обязанности:

• создание и реализация стратегии информационной политики компании;

• формирование с помощью СМИ общественного мнения в соответствии со стратегией информационной политики компании;

• взаимодействие с российскими и иностранными СМИ и журналистами в целях полного и объективного освещения деятельности компании;

• осуществление взаимодействия и развитие контактов с пресс-службами органов государственной исполнительной власти и местного самоуправления, компаний-партнеров, фирм, работающих на одном рынке с компанией;

• анализ тенденций и условий развития профильных СМИ;

• изучение материалов СМИ в целях определения их позиций и подготовки для руководства компании обзоров этих материалов, аналитики и справок.

Можно выделить ряд различий и особенностей в работе пресс-службы коммерческой фирмы и в госучреждении. Главная задача пресс-службы коммерческой структуры -создание позитивного имиджа фирмы как надежного партнера, производителя качественных товаров и услуг, которые она предоставляет, тогда как главной задачей пресс-службы в госучреждении является создание позитивного имиджа учреждения и его руководителя в контексте позитивного имиджа власти.

Обязанности пресс-службы госучреждения значительно отличаются. В них входит информирование широкой общественности о сути принятых решений и формирование позитивного имиджа как отдельных чиновников, так и власти в целом. Пресс-службе необходимо также проводить анализ реакции общественности на действия тех или иных должностных лиц и органов власти и разрабатывать технологии для нейтрализации негативных высказываний.

Основными принципами работы пресс-службы должны быть: оперативность, законность, гибкость и непрерывность, конструктивность.

Особое внимание необходимо обратить на ответственность, которую несет пресс-служба. Пресс-служба как коммерческой, так и государственной структур должна очень тщательно проверять информацию перед тем, как передать ее журналистам.

+ ПО ЛЕКЦИЯМ СОПКИНА:

Обязанности сотрудников пресс-служб:

1. Установление и поддержание контактов с представителями СМИ

2. Подготовка материалов для внутренних и внешних условий (справки, статьи, пояснительные записки, пресс-релизы)

3. Умение выступать перед аудиторией по специальным вопросам

4. Организация специальных мероприятий: пресс-конференции, брифинги, выставки, пресс-туры

5. Участие в разрешении кризисных ситуаций

6. Умение участвовать в лоббировании (продвижение ценностей организации)

7. Участие в планировании работы

8. Быть готовым и способным к выполнению обязанностей коллег

9. Быть исполнительным

Для справки:

Функции пресс-службы:

• составление планов работы по реализации стратегии информационной политики своей компании;

• подготовка заявлений и сообщений для СМИ, брифингов и пресс-конференций;

• оперативное распространение в СМИ официальных сообщений;

• ведение официального сайта своей компании, поддержка интерактивных сервисов, информационная переписка с посетителями сайта;

• отслеживание и контролирование любых видов информации и упоминаний о компании и ее руководстве в интернет-источниках всех типов (официальные СМИ и неформальные коммуникационные ресурсы и пр.);

• поддержка рабочих контактов с главными редакторами СМИ, руководителями телерадиокомпаний, известными журналистами, влиятельными экспертами и лидерами мнений:

• проведение пресс-конференций, брифингов, информационных встреч журналистов;

• участие в подготовке и проведении официальных визитов и рабочих поездок руководства своей фирмы по стране и за рубеж в целях их освещения в СМИ;

• подготовка и передача СМИ теле-, фото- и аудиоматериалов, связанных с деятельностью компании;

• подготовка мониторингов.

16. Журналистская этика: международные нормы и правила.

Международные нормы этики журналиста закреплены в официальном документе - Декларации принципов поведения журналиста Международной Федерации Журналистов. Она принята на Втором Всемирном Конгрессе Международной Федерации журналистов в Бордо 25-28 апреля 1954 года; изменения внесены на XVIII Всемирном Конгрессе МФЖ в Хельсинки 2-6 июня 1986 года.

Международная декларация провозглашается в качестве стандарта профессионального поведения журналистов в области приобретения, передачи, распространения и комментирования информации и описания событий.

1. Уважение правды и права общества знать правду - первоочередной долг журналиста.

2. Осуществляя профессиональную деятельность, журналист обязан отстаивать принцип свободы при честном сборе и публикации информации и права на честный комментарий и критику.

3. Журналист обязан оперировать только той информацией, источник которой ему известен. Журналист не должен пренебрегать важной информацией или фальсифицировать документы.

4. Получая информацию, фотографии и документы, журналист должен использовать только честные методы.

5. Журналист должен сделать все возможное для исправления или опровержения информации, которая может нанести серьезный ущерб.

6. Журналист обязан соблюдать профессиональную тайну и не разглашать источник информации.

7. Журналист должен отдавать себе отчет в той опасности, которую таит в себе призыв к дискриминации, распространенный через СМИ, и должен сделать все возможное для того, чтобы избежать даже невольного стимулирования дискриминации на основе расы, пола, сексуальной ориентации, языка, религии, политических или иных взглядов, национального и социального происхождения.

8. Журналист должен считать серьезными профессиональными нарушениями:

- плагиат;

- умышленное искажение фактов;

- клевету, оскорбление, необоснованное обвинение;

- получение взятки в любой форме за публикацию (непубликацию) того или иного материала.

9. Журналист, достойный этого высокого звания, считает своим долгом добросовестно выполнять вышеизложенные принципы. Действуя в рамках законодательства своей страны, журналист при решении профессиональных вопросов признает только юрисдикцию коллег, в том числе и в случае вмешательства в такого рода вопросы правительства или других ответственных лиц.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: