double arrow

Цели и принципы деятельности связей с общественностью в органах власти


Различные авторы и специалисты, говоря о целях института связей с общественностью в органах власти, высказывают такие же различные точки зрения о предназначении данного института, которые если и не противоречат друг другу, то определенным образом вносят некую сумятицу и сумбурное представление о том, ради чего же, главным образом, создается и функционирует этот институт. Вне сомнения, основополагающие цели связей с общественностью в органах власти направлены на обеспечение гласности, открытости, прозрачности и доступности в работе государственного аппарата и обеспечение эффективной обратной связи с гражданами и их объединениями. Глобальные цели государственных PR-программ независимо от уровня имеют, как минимум, три общих элемента: информирование общества о деятельности государственного органа (учреждения); привлечение общества к участию в государственных программах; обеспечение общественной поддержки избранным стратегиям и принятым программам.

На наш взгляд, как ученого в этой области и практика, длительное время работавшего в структурах федеральных органов власти, естественные цели связей с общественностью достаточно просты в определении, хотя эта простота кажущаяся, ибо подразумевает огромное количество задач в реализации заявляемых целей.




Итак, любая организация, будь то государственная, общественная или коммерческая, создает у себя институт связей с общественностью, главными целями которого являются:

- формирование и реализация информационной политики организации;

- формирование и реализация имиджевой политики организации.

Только эти две цели. Все остальные цели надуманны. Нельзя присваивать связям с общественностью невыполнимые для них цели, вроде некоего воспитания общества, его просвещения, формирования его гражданской или же морально-нравственной позиции и т.п. Именно информационная и имиджевая политика организации (органа государственной власти, учреждения государственной власти) содержат в себе полный спектр профессиональной надобности в институте Public Relations.

Вышеуказанные две цели представляют собой единство миссии связей с общественностью в органах государственной власти. Понимая миссию связей с общественностью в госструктурах как популяризацию существующего государственного управления и отстаивание государственных интересов на уровне своей компетенции посредством собственной деятельности в конкретном органе (учреждении) государственной власти, мы воспринимаем названные цели как целостные и ясные ориентиры для предложенной миссии.

Однако при всем своем внешнем сходстве относительно важности той и другой цели, все-таки в жизнедеятельности организаций та или иная цель может становиться доминирующей и вторичной. Например, любая коммерческая структура создается ради получения в результате своей деятельности определенной выгоды, чаще всего заключающейся в получении прибыли. Исходя из этого стратегического постулата, коммерческая организация не просто вынуждена, она заведомо обречена успешно позиционировать себя, в особенности – в рыночном обществе, если стремится эффективно работать в рыночных условиях. А это означает постоянное совершенствование не только своей продукции по всем направлениям, но и такое же совершенствование бренда производителя, его имиджа.



Современный потребитель приучен к выбору товара или услуги при содействии рекламы соответствующих товаров или услуг, а также приучен учитывать бренд производителя (чем позитивнее бренд производителя, тем охотнее приобретается его товар, услуга). Естественно, что бренд во многом, если не вообще, в рыночных отношениях определяет экономическую стабильность и процветание коммерческой структуры. А бренд напрямую увязан с имиджем организации. Понятно, что вопросы имиджевой политики коммерческой организации в данной ситуации являются определяющими и требующими самого пристального к себе внимания.

Отсюда следует, что любое «посягательство» на этот имидж, включая, например, критические материалы СМИ, следует рассматривать как серьезнейший удар не просто по репутации коммерческой организации, но и как удар по ее нынешней и перспективной деятельности в целом. Поэтому имидж коммерческой организации – это одна из основ ее существования. И это предполагает первоочередность именно формирования и осуществления имиджевой политики в коммерческих структурах, на второе место ставя цель – осуществление информационной политики. Государственные структуры, в отличие от коммерческих, создаются не с целью получения материальной выгоды, а в зависимости от государственных интересов.



Они образуются не волей учредителей, решивших создать или ликвидировать свой бизнес, а императивной волей государства. Они упраздняются не потому, что их деятельность не востребована в обществе и они становятся банкротами, а опять же, согласно императивной воле государства, посчитавшего, что надобность в том или ином государственном органе отпала. При этом вопросы имиджа конкретной государственной структуры, хотя и существенны, но не так выражены, не так важны, как в коммерческих структурах, ибо их имидж не зависит от их создания, развития, ликвидации.

Например, в свое время ФСНП (Федеральная служба налоговой полиции) обладала, пожалуй, самым высоким рейтингом популярности и уважения в обществе среди всех силовых структур, смею утверждать, - вместе взятых, на период середины и конца 90-годов прошлого столетия. Тем не менее, даже блестящий имидж этой службы в глазах общественности никак не сказался на ее судьбе, когда в один день внезапно соответствующим указом Президента России она была упразднена.1 Или пример иного рода: всем известно какой имидж в государстве имеет такая служба, как ГИБДД. Но как бы отрицательно общество не относилось к имиджу этой полицейской структуры, все равно оно вынуждено контактировать с нею, потому что в лице ГИБДД определена государственная организация, регулирующая все вопросы дорожного движения, и иной структуры нет.

То же самое можно сказать в отношении многих государственных органов, скажем, налоговой инспекции, миграционной службы, МВД, и т.д., но, несмотря на то или иное негативное отношение к их репутации, население не имеет возможности их игнорировать, и обречено пользоваться их услугами, даже если качество этих услуг не внушает доверия. А сколько бы граждан воспользовались услугами коммерческой структуры, к которой они бы не испытывали доверия? Ответ, полагаю, очевиден.

В силу этого государственные структуры, в основном, сфокусированы в плане своей работы с общественностью именно на реализации информационной политики, ставя на второе место политику имиджевую. Поэтому, например, та же критическая информация, даже явно задевая и обижая государственные органы, негативно отражаясь на их имидже, все же не так явно сказывается на их жизнедеятельности. Оттого и отношение к критической информации СМИ в свой адрес, реакция на нее в государственных учреждениях в определенной, а то и в значительной степени отличны от отношения и реакции к критической информации в СМИ свой адрес среди коммерческих структур.

Сущностную основу различий регуляции и управления в бизнесе и государственном секторе предельно ясно, на взгляд профессора В. С. Комаровского, сформулировал американский политолог Дж. Гордон в книге «Государственное управление в Америке»: если в частном секторе эффективность управления измеряется прибылью или ее отсутствием, то в государственном управлении – поддержкой граждан или отсутствием таковой.

2. Современные направления деятельности служб по связям с общественностью в органах государственного управления достаточно стандартны, и многие исследователи перечисляют их в типичной последовательности.

На наш взгляд, наиболее предметно эти направлении выражены А.А. Беловым, которые мы приводим с небольшой корректировкой:

- участие в демократизации государственного управления;

- содействие становлению гражданского общества;

- установление, поддержание, расширение контактов с гражданами и организациями;

- своевременное информирование и разъяснение общественности о существе принимаемых решений органом (учреждением) государственной власти;

- мониторинг и анализ общественной реакции на принимаемые решение и действия должностных лиц и органов власти;

- прогнозирование происходящих и перспективных социально-политических процессов и обеспечение органов власти прогнозными аналитическими разработками;

- формирование позитивного имиджа органов государственной власти и должностных лиц.

Эти направления модифицируются в зависимости от уровня отношений внутри и между органами власти. Здесь выделяется микроуровень (отношения внутри структур органов власти, когда каждая из них рассматривается как относительно автономный субъект управления), мезауровень (отношения между различными структурами государственного муниципального управления) и макроуровень (отношения органов власти с институтами гражданского общества). Точно так же организационные и содержательные аспекты работы PR-служб при сохранении их функционального единообразия

1 См.: Указ Президента РФ от 11. 03. 2003. N 306.

2 См.: Связи с общественностью в политике и государственном управлении / Под общей редакцией д-ра филос. наук, профессора В.С. Комаровского. – М.: Издательство РАГС, 2001.

3 См.: Теория и практика связей с общественностью: Учебник / Под ред. доц. А.А. Белова. Ростов н/Д.: Издательство “Феникс”, 2005.

видоизменяются в связи с особенностями конкретного региона, временной и региональной спецификой политического управления.

4. Солидаризация целей и направлений деятельности связей с общественностью в органах государственной власти определяет необходимую гармоничность и эффективность их миссии.

При этом данная деятельность должна базироваться на соответствующих принципах. Мы выделяем следующие:

Принцип открытости. Этот принцип соответствуют основным принципам государственной службы, базирующейся на демократическом управлении. Гласность в работе органов власти уже стала непреложным атрибутом государственного управления, и связи с общественностью в этом плане выступают проводником и координатором политики открытости и доступности между властью и обществом, способствуя расширению, а не ограничению и цензуре знаний и представлений людей о деятельности госструктур. Степень открытости определяет степень прозрачности деятельности органов и учреждений госвласти, а именно прозрачность деятельности в нынешней обстановке в России является важнейшим индикатором отношения и доверия общества к системе государственного управления, и это обстоятельство необходимо учитывать службам по связям с общественностью в органах власти.

Принцип законности. В условиях функционирования демократического общества верховенство закона во всех сферах жизнедеятельности государства и общества должно быть незыблемым. Связи с общественностью в органах власти обязаны соблюдать данный принцип законности, предоставляя в установленном законом порядке необходимую информацию и обеспечивая к ней доступ. Нельзя использовать так называемое административное преимущество органа власти для незаконного по существу отказа в информации, для сокрытия информации, для односторонней интерпретации информации и.д. Например, связи с общественностью в госструктурах должны соблюдать права журналиста, определенные в федеральном законе «О средствах массовой информации», обязаны не воспрепятствовать законной деятельности журналистов согласно ст. 164 Уголовного кодекса РФ. Нужно отчетливо понимать, что журналистская деятельность заключает в себе по сути интересы общества на получение информации, в том числе и об органах власти.

Принцип оперативности. Данный принцип устанавливает необходимость своевременного оповещения общественности о решениях, действиях органов и учреждений государственной власти.

Особенно важна оперативность в сообщениях и комментариях о значимых чрезвычайных происшествиях, социальных конфликтах, резонансных изменениях в системе государственного управления. В условиях динамичного развития информационно-коммуникационых технологий промедление или замалчивание в передаче общественно-значимой информации (даже содержащей критическую направленность) обществу (что тут же может быть изложено и обсуждено на различных информационных площадках, например, в социальных сетях) негативно сказывается на профессионализме деятельности связей с общественностью и способствует снижению имиджа власти.

Принцип конструктивности. Этим принципом утверждается непрерывная отлаженная деятельность связей с общественностью по реализации информационной и имиджевой политики органа (учреждения) государственной власти. Она должна быть полной и разнообразной, использующей всевозможные каналы коммуникации – формальные и неформальные, в том числе СМИ, электронные каналы, виртуальное пространство Интернета, рекламные технологии, встречи с населением и т.д. Принцип конструктивности предполагает гибкое использование коммуникационных каналов, сочетание традиционных и новаторских методов в своей работе, использование бюрократических и креативных форм деятельности (например, современная «мода» государственных чиновников на блоги в глобальной сети Интернет, о чем будет говориться ниже) и т.д.

Принцип системности. Под системностью в данном случае принято понимать целенаправленную плановую работу, основанную на информации обратной связи и соответствующих социологических исследованиях, которые позволяют анализировать состояние общественного мнения по актуальным вопросам государственного управления. Системность позволяет упорядочить работу связей с общественностью, сосредоточить внимание на главных направлениях и аспектах своей деятельности.

Принцип взаимного уважения. Мы выделяем этот принцип в некую особую плоскость. По сути, взаимное уважение должно существовать между всеми участниками любой деятельности – политической, социальной и экономической. Применительно к нашей теме, данный принцип означает наличие равных отношений, установления доверительных отношений и должного взаимодействия со всеми субъектами, входящими в орбиту интересов связей с общественностью в органах государственной власти. Пренебрежительность, высокомерность, чванливость, безответственность, необязательность и пр. квазифетиши статуса государственного служащего порой присущие не только некоторым чиновникам, но и их коллегам в области Public Relations, должны быть исключены из повседневности работы связей с общественностью. Именно они являются чаще всего коммуникативным мостиком между обществом и госструктурой, и если этот мостик ненадежен в силу отсутствия взаимного уважения, то он может рухнуть, и пострадает от этого, в первую очередь, государство, а не общество.

Функции и задачи связей с общественностью в органах власти

Функции связей с общественностью в системе органов государственной власти сопряжены с характером и особенностью деятельности последних. В зависимости от статуса конкретной государственной структуры эти функции могут значительно расширены (например, федеральный орган) или сужены (например, муниципальное образование). Существует прямая зависимость между уровнем управления и особенностями служб по связям с общественностью: в региональных и муниципальных органах власти, например, широко реализуется коммуникативная функция и общение с гражданами постоянно и организованно.

В федеральных же органах власти зачастую упор делается на информационную функцию - взаимодействие со средствами массовой информации, на аналитическую и прогностическую работу. В целом же деятельность связей с общественностью в органах государственной власти обеспечивает согласование общесоциальных, корпоративных (групповых) и частных интересов, что и определяет наличие и сочетание разнообразных функций.

Вместе с тем, мы считаем, что существует некая типичная общность функций, которые применимы в деятельности любого субъекта государственного управления. Их мы и рассмотрим подробнее.

Информационная функция. Она направлена на формирование и реализацию информационной политики, как одной из целей PR-деятельности в органах власти. Она осуществляется по конкретным направлениям государственной деятельности и государственного управления, стратегии и тактики осуществления такой деятельности и управления, фиксирующих в формате общественно (социально)-значимого информационного повода движение происходящих событий в области государственной деятельности и государственного управления в их динамических процессах. Информационная функция включает в себя тщательное изучение внешних и внутренних обстоятельств этих процессов, анализ конкретных событий, фактов и ситуаций, возникающих в ходе проведения государственной политики, оценку складывающегося, сформированного и потенциально скорректированного общественного мнения, настроений, реакций общества на деятельность государственных структур и эффективность государственного управления, подготовку необходимых аналитических данных для принятия наиболее эффективных государственных решений.

Аналитическая функция. Она включает в себя определение необходимости проведения конкретного вида аналитического исследования, подходящего под уровень компетенции связей с общественностью на основе актуализации тематики такого исследования. Как правило, формат таких исследований содержит в себе уровни социальной адаптации в различных сферах жизнедеятельности общества при наличии в этих сферах элементов государственного управления. Аналитическая функция этапы и общий алгоритм проведения исследования, анализ полученных результатов и вынесение соответствующего заключения. Здесь необходимо учитывать значение объективности на характер исследования, ибо приятный результат не всегда означает правдивый, что может неминуемо сказаться на степени ошибочности принимаемого решения на основе такого исследования. Аналитическая функция призвана содействовать сближению интересов общества и власти на основе сочетания их интересов, и это сочетание возможно только при наличии точных и объективных данных о мнении общества о деятельности органов государственной власти и оценке обществом уровня государственного управления с одной стороны, и учет общественного мнения для верной коррекции своей работы со стороны государственных структур с другой стороны.

Коммуникативная функция. Эта функция предусматривает продуцирование, тиражирование различной информации (как в виде информационных продуктов, так и в виде имиджевых проектов) при осуществлении коммуникативных отношений с населением, а также целевыми аудиториями. Являясь ведущим коммуникативным звеном государственного органа (учреждения), связи с общественностью выстраивают формы и уровни взаимоотношений между структурой власти и обществом, во многом формируют и реализуют принципы таких взаимоотношений и несут ответственность за оптимальность таких отношений.

Коммуникативная функция во многом определяет грамотность и профессионализм формирования и реализации информационной и имиджевой политики конкретной государственной структуры. Речь идет не только об умении использовать контакты со средствами массовой информации, ориентироваться в современных информационно-коммуникационных технологиях, разумно применять основы теорий манипуляций в ходе массовых мероприятий и т.п. Но при этом обладать возможностями и знаниями получения обратной информации и использования этой информации в своей работе. Помимо этого данная функция может быть использован для создания и поддержания надлежащего социально-психологического климата внутри государственного учреждения, соблюдения служебной этики и т.д. Иными словами коммуникативная функция позволяет обеспечить формирование корпоративной культуры в государственной структуре.

Интегративная функция. Значение этой функции заключено в способности связей с общественностью к консолидации общественного мнения, общественных интересов, если хотите – даже общественной мысли применительно к тем или иным решениям и действиям (особенно это важно для актуальных и серьезных властных решений и действий) органов и учреждений государственной власти в позитивном ключе. Демократизация общества предполагает наличие различных точек зрения и мнений, нередко взаимоисключающих или заранее оппозиционных к решению или действию органа власти. Поэтому важно умение учитывать все срезы общественного мнения на конкретное решение или действие государственной власти с целью выстраивания необходимой аргументации (порой даже – контраругментации), доводов, в целом – позиции для усиления позитивного восприятия принятого решения или осуществленного действия большинством вовлеченной в данные процессы аудитории.

Способность консолидировать людей чрезвычайно важна, и, на наш взгляд, является одной из основополагающих в профессиограмме специалиста по связям с общественностью в органах власти в современных условиях.

Консультативно-методическая функция. Она заключается, прежде всего, в необходимом консультировании по вопросам и проблемам организации и налаживания отношений с общественностью в целом и группами общественности, в частности (например, пенсионеры, бюджетники, политические оппозиционеры и пр.). Подобное консультирование также полезно и в отношении различных структур и подразделений органов государственной власти. Оно предполагает разработку концептуальных моделей сотрудничества и социального партнерства, организации и проведения соответствующих программ, акций и PR-кампаний, способствуя, в том числе, реализации имиджевой политики органа или учреждения государственной власти. Кроме этого, консультативно-методическая функция может заключаться и ведении разъяснительной работы с обществом по сути и поводу принятых решений и действий государственных структур в любом формате (например, в виде соответствующей рубрики в печатных изданиях, на официальном сайте субъекта государственной власти, в телеэфире, на встрече с гражданами и т.д.). Сюда же можно отнести и так называемый ликбез в отношении знаний о специфике, направлении деятельности, полномочиях, управлении и пр. органа и учреждения государственной власти.

Организационная функция. Эта функция предполагает определенные меры и действия по подготовке и проведению PR-кампаний и так называемых специальных событий различного уровня, отвечающих интересам государственной структуры - деловых встреч, презентаций, выставок, конференций и т.д. с привлечением общественности и использованием СМИ и современных технологий распространения информации. Она предполагает необходимое административное и творческое объединение усилий руководства государственной структуры и ее связей с общественностью, если конечным результатом ставится эффективность реализованного проекта.

Правовая функция. Данная функция определяет правовое обеспечение деятельности службы по связям с общественностью. Она заключается в непременном знании основ российского законодательства, подпадающего под компетенцию профессиональной деятельности связей с общественностью. Прежде всего, это Конституция российской Федерации, федеральные законы – «О средствах массовой информации», «Об информации, информационных технологиях и защите информации», «О рекламе», «Об основах Государственной Службы Российской Федерации», а также ряд статей Уголовного и Гражданского кодексов, обращенных к информационной деятельности ( в частности, ст.ст. 150-152 ГК РФ, определяющие понятия нематериальных благ и регулирующие вопросы защиты чести, достоинства и деловой репутации, или, например, ст.ст. 129 и 130 УК РФ, предусматривающие санкции за клевету и оскорбление, в том числе и за их публичные формы).

Кроме того, правовая подготовка сотрудника связей с общественностью должна включать и знание документов, инструкций и иных подведомственных актов органа или учреждения государственной власти, где он работает. При этом знание правовых основ предполагает и разумное использование этих знаний в непосредственной деятельности. Только в таком случае можно говорить о практическом наличии правовой функции в деятельности связей с общественностью в органах власти.

Переходя к задачам, решаемым связями с общественностью в органах власти, стоит отметить, что объем и характер этих задач целиком зависит от статуса государственного органа или учреждения. Так, связи с общественностью, скажем, в аппарате Правительства Российской Федерации, в Парламенте или федеральном министерстве имеют куда более значительный объем выполняемых задач, нежели, чем то же муниципальное образование, например, в сельской местности или городское управление налоговой инспекции. И это понятно. Вместе с тем, перечень решаемых задач для подавляющего большинства государственных структур, вне зависимости от их статуса, в принципе, одинаков. Мы перечислим эти задачи применительно к тем подразделениям службы по связям с общественностью, которые входят в эту службу и занимаются выполнением своих обязанностей в рамках своих подразделений, избегая дублирования обязанностей с другими. В настоящей главе предлагается только простое перечисление задач связей с общественностью в органах власти. Раскрытие и анализ этих задач будет дан в последующих главах, где они будут рассматриваться в контексте соответствующих тем.

Исходя из практики PR-деятельности в государственных структурах и многолетнего личного опыта, мы предлагаем типичную структуру службы по связям с общественностью в органе или учреждении государственной власти, которая, разумеется, в том или ином конкретном случае может быть усложнена или упрощена, но, тем не менее, предлагаемый вариант является наиболее оптимальным с нашей точки зрения, так как он реально учитывает основные направления, функции и задачи, которые приходится решать службам по связям с общественностью в органах власти постоянно.

Пресс-служба. Одно из важнейших подразделений службы по связям с общественностью, нацеленное на решение информационной политики организации.

Решаемые задачи:

- установление и поддержание постоянного взаимодействия со средствами массовой информации;

- отражение в СМИ будничной деятельности организации;

- публичное разъяснение решений и действий организации;

- позиционирование (популяризация) организации в имиджевом аспекте;

- организация и проведение пресс-конференций и брифингов;

- организация и распространение проблемно-аналитических материалов по актуальным вопросам деятельности организации;

- организация публичных (спичрайтинг) выступлений и выступлений в СМИ руководства;

- ведение корпоративного и официального сайтов (самостоятельно или совместно с информационно-аналитическим подразделением);

- мониторинг СМИ;

- противодействие негативной информации СМИ в адрес организации.

Более подробно эти задачи и задачи других подразделений, напоминаем, будут рассмотрены в других главах, например, задачи, решаемые пресс-службой, рассматриваются в главе, посвященной работе связей с общественностью со средствами массовой информации.

Отдел по связям с общественностью и работе с гражданами и организациями (иное название – представительский отдел) всецело направлен на решение задач имиджевой политики организации.

Решаемые им задачи:

- организация контактов, коммуникаций и должного взаимодействия с другими органами государственной власти;

- организация контактов, коммуникаций и должного взаимодействия с общественными организациями, творческими и профессиональными союзами, спортивными обществами, религиозными конфессиями и т.п. в тех случаях, когда установление и поддержание таких связей отвечает интересам организации;

- организация и проведение презентаций, конференций, круглых столов, симпозиумов, выставок и иных специальных событий;

- ведение адресных программ относительно партнеров (физических лиц и организаций, входящих в орбиту интересов организации);

- работа с гражданами;

- осуществление внутрикорпоративной работы.

Редакционно-издательский отдел. Его деятельность распространяется как внешнюю, так и на внутреннюю среду организации, содействуя реализации и информационной, и имиджевой политике организации. Учитывая затратность и специфику отдела, как самостоятельная структурная единица он может создаваться в крупных учреждениях.

Решаемые задачи:

- организация выпуска всей печатной публичной продукции организации (книги, брошюры, буклеты, альманахи, листовки и т.п.);

- издание корпоративной газеты.

Информационно-аналитический отдел. Данное подразделение можно условно назвать штабом службы по связям с общественностью, так как именно здесь осуществляется «мозговой штурм» всей PR-деятельности.

Соответственно этому решаемые задачи отдела:

- стратегическое планирование работы связей с общественностью в организации;

- планирование работы на соответствующие периоды;

- контроль за выполнением ранее запланированных мероприятий и заданий;

- программирование PR-проектов (PR-акций и PR-кампаний);

- ведение аналитической деятельности;

- мониторинг публичной информации об организации (самостоятельно или совместно с пресс-службой);

- составление банка данных службы по связям с общественностью.

Технический отдел. Решаемые задачи:

- компьютерное, аудио-, видео-, фото- и иное техническое сопровождение всех мероприятий и заданий, проводимых службой по связям с общественностью.

Делопроизводство. Решаемые задачи:

- организация и ведение документооборота, относящегося к деятельности службы по связям с общественностью.

Вышеперечисленные подразделения и перечень их задач, на наш взгляд, являются оптимальной формой организации PR-деятельности практически в любой государственной структуре. Надо учитывать, что чем значительнее и сложнее объемы и полномочия государственного органа или учреждения, тем полнее и насыщеннее (структурно, материально и штатно) в нем представлена служба по связям с общественностью, и наоборот. Например, главное управление информации и общественных связей, скажем в МВД Российской Федерации или в МЧС и ГО Российской Федерации насчитывает несколько десятков человек. Но чем отдаленнее от министерств, то есть ближе «к земле», тем сокращеннее штаты, равно как и объемы выполняемых задач. Но при этом суть и характер этих задач остаются неизменными.

Потому обычно на городском или региональном уровнях, как правило, штаты связей с общественностью в государственных структурах колеблются от 2-х до 4-6 и очень редко – до 8-10 человек. Иногда все указанные выше задачи и обязанности исполняет всего лишь один человек (в силу различных обстоятельств, например, из-за штатного регламента или недостатка финансирования), одновременно являясь, если так можно сказать - и генералом и армией. Из таких, впрочем, чаще всего и получаются изумительные универсалы и профессиональные виртуозы в своей профессии. Но каким образом все это достается, это, впрочем, уже другая тема.







Сейчас читают про: