Обучение персонала применяют при:
- поступление работника в новую организацию
- перемещение на новую должность
- при выявлении недочетов в работе
- при смене технологии, оборудования
- при смене деятельности.
Факторы выбора метода обучения:
- цели и задачи обучения
- срочность обучения
- финансовые возможности предприятия
- наличие инструкторов, учебных материалов
- характеристика участников обучения (квалификация, мотивация)
- квалификация и компетенция преподавателей.
Методы обучения:
- Применяемые на рабочем месте
Инструктаж - демонстрация приемов работы прямо на рабочем месте.
Наставничество – наставник выполняет обучение без отрыва от основной деятельности.
Ротация - перемещение работника с одной позиции на другую, с целью ознакомления с новыми направлениями работы
Применяемые вне рабочего места.
Лекции
Семинары - дискуссия, диалог между учеником и преподавателем.
Видеообучение – видеопросмотр и обратная видеосвязь
Тренинги - практическая обработка изучаемого материала
|
|
Программированное обучении - информация дается небольшими блоками, в печатном виде или на мониторе.
Деловые игры – проигрывается поведение сотрудников смоделированной компании.
Практические ситуации – Исследование и анализ ситуации.
Баскет – метод – имитация ситуации требующих срочного разбора накопившихся на столе руководителя бумаг.
Подготовка руководителей
Циклы дисциплин которые должен знать руководитель:
- Гуманитарные и социально-экономические
- общие математические и естественно-научные
- обще профессиональные
- специальные.
Необходимо повышать квалификацию и развивать руководителей.
Задачи системы подбора, перемещения и развития руководителей:
- выявление сотрудников организации, имеющих потенциал для занятия руководящих должностей
- подготовка выявленных сотрудников к работе в руководящей должности
- обеспечение планового замещения освободившейся должности.
2 группы резервов руководителей:
- Преемники, или дублеры- готовы к работе или будут готовы в определенное время.
- молодые сотрудники организации с лидерским потенциалом- люди до 35 лет, имеющие высшее образование, знающие иностранные языки, проявившие свои способности.
Принципы работы с молодыми сотрудниками:
- Лучше включить в список 2х кандидатов без потенциала, чем упустить одного с лидерским потенциалом
- Возможность попасть в резерв должна быть у всех сотрудников
- Включение резервов не должно повлечь за собой привилегии или гарантии профессионального роста
- подготовка будущих руководителей должна носит максимально конкретный характер и оцениваться по достижениям в реализации основной цели
- Обеспечить участие высшего руководства фирмы в работе с резервом