Управление персоналом организации — процесс целенаправленного воздействия руководителя и органов управления, согласующего и объединяющего совместный труд работников для достижения целей организации.
Основная задача управления персоналом — наиболее эффективное использование способностей, мотиваций, свойств сотрудников в соответствии с целями организации и общества.
Предметом управления персоналом являются трудовые отношения в организации. Объектом управления персоналом является персонал организации.
Персонал — это организационная общность людей с единой целью, осуществляемой в рамках той или иной формы собственности. В процессе совместной деятельности между этими людьми складываются отношения сотрудничества и взаимной ответственности.
В теории управления существуют различные подходы к классификации персонала. Базовой является классификация по категориям работников, предусматривающая выделение двух основных групп персонала по участию в процессе производства:
|
|
1) производственный персонал (основные и вспомогательные)
2) управленческий персонал (руководители и специалисты)
Категории управленческого персонала:
- руководители организации и их заместители:
- руководители структурных подразделений и главные специалисты;
- специалисты, выполняющие экономические функции;
- специалисты по инженерно-технической подготовке производства;
- служащие, занятые учетом, контролем и оформлением документов.
Персонал обладает определенными качественными характеристиками, которые существенно влияют на выполнение им своих функций:
• способности — уровень образования, объем знаний, профессиональные навыки, опыт работы;
• мотивации — круг профессиональных и личных интересов;
• свойства — личностные качества, влияющие на выполнение определенной социальной роли.
В процессе управления персоналом важно уметь точно выявить те качественные характеристики работников, которые могут иметь непосредственное отношение к выполняемым ими функциям.
Воздействие на персонал может носить прямой и косвенный характер. Прямое воздействие осуществляется через приказы, распоряжения, задания и др. Косвенное воздействие осуществляется через непосредственные потребности, интересы, стимулы. Такое воздействие чаще всего оказывается более эффективным, чем отдача распоряжений.
Обучение персонала применяют при:
- поступление работника в новую организацию
- перемещение на новую должность
- при выявлении недочетов в работе
- при смене технологии, оборудования
- при смене деятельности.
Факторы выбора метода обучения:
|
|
- цели и задачи обучения
- срочность обучения
- финансовые возможности предприятия
- наличие инструкторов, учебных материалов
- характеристика участников обучения (квалификация, мотивация)
- квалификация и компетенция преподавателей.
Методы обучения:
- Применяемые на рабочем месте
Инструктаж - демонстрация приемов работы прямо на рабочем месте.
Наставничество – наставник выполняет обучение без отрыва от основной деятельности.
Ротация - перемещение работника с одной позиции на другую, с целью ознакомления с новыми направлениями работы
Применяемые вне рабочего места.
Лекции
Семинары - дискуссия, диалог между учеником и преподавателем.
Видеообучение – видеопросмотр и обратная видеосвязь
Тренинги - практическая обработка изучаемого материала
Программированное обучении - информация дается небольшими блоками, в печатном виде или на мониторе.
Деловые игры – проигрывается поведение сотрудников смоделированной компании.
Практические ситуации – Исследование и анализ ситуации.
Баскет – метод – имитация ситуации требующих срочного разбора накопившихся на столе руководителя бумаг.
Подготовка руководителей
Циклы дисциплин которые должен знать руководитель:
- Гуманитарные и социально-экономические
- общие математические и естественно-научные
- обще профессиональные
- специальные.
Необходимо повышать квалификацию и развивать руководителей.
Задачи системы подбора, перемещения и развития руководителей:
- выявление сотрудников организации, имеющих потенциал для занятия руководящих должностей
- подготовка выявленных сотрудников к работе в руководящей должности
- обеспечение планового замещения освободившейся должности.
2 группы резервов руководителей:
- Преемники, или дублеры- готовы к работе или будут готовы в определенное время.
- молодые сотрудники организации с лидерским потенциалом- люди до 35 лет, имеющие высшее образование, знающие иностранные языки, проявившие свои способности.
Принципы работы с молодыми сотрудниками:
- Лучше включить в список 2х кандидатов без потенциала, чем упустить одного с лидерским потенциалом
- Возможность попасть в резерв должна быть у всех сотрудников
- Включение резервов не должно повлечь за собой привилегии или гарантии профессионального роста
- подготовка будущих руководителей должна носит максимально конкретный характер и оцениваться по достижениям в реализации основной цели
- Обеспечить участие высшего руководства фирмы в работе с резервом