Форм-е развёрн реч высказ-я

Особ-ть разверн реч высказ-я: с 1й стор, оно вкл-но в проц жив общ-я и перечи инфы от 1 лица др, а с др - в его состав вх не 1 предлож-е, а цел цепь взаим связ предлож-й. Высказ-е сост един целостн сис-му и облад кач-вом «един замкнут структы»

В проце высказ-я как тема, так и рема д б сущ-но расшир, т. е. д б разд на цел цепь звеньев опред проги целостн высказ-я. Для эт необх, чтобы и тема высказ-я, и ее рема сохр-сь на длит-ный срок и чтобы устан-ка, созд-я зачей передать соотв инфу, м в теч-е длит-ного t противостоять побоч, отвлекающ вл-ям.

Все эт дает осн-е рассм-ть реч высказ-е как слож ф-му реч деят-ти, кот им принципиальн ту же Пч структу, как и всякая иная ф-ма психич деят-ти.

Порожд-е разверн реч высказ-я д вкл-ть в свой состав не тольк созд-е исходн схемы, опред-щей послед-ть звеньев эт высказ-я, но и const контроль за протек-ем всплывающ компонентов высказ-я, а в наиб слож случ и сознат-ный выбор нуж реч компонентов из мн альтернатив.

Пч структа развернут реч высказ-я различна при разн ф-мах высказ-я (уст и письм речи) и связ как со слож-тью зачи, так и со ^ автоматизации реч процов. Но во всех случ ее важнейш хар-кой яв-ся сохр-е смысл ед-ства высказ-я.

52)

Ахутина:

- внутр или смыслов прога: осущ смысл синтаксир-е и выбор смыслов во внутр речи

- семантич структа предлож-я: происх семантич синтаксир-е

- лексико-грамматич структа предлож-я: грамматич структурир-е и выбор слов по ф-ме

- моторн прога синтагмы: кинетич програмир-е и выбор артик-ии.

Почти в цел структа мех-ма порожд-я речи совп с теорией Леонтьева.


55)

Физиологич метод:

- имбецилы: слова, семантич близкие к тестовому, не выз-т никаких сосудист реакций, а слова, сходн по звук признаку, выз-ют суж-е сосудов руки и расшир-е сосудов Г, т. е. условн сосудистую реакцию

- дебилы: слова, близк по смыслу, и слова, сходн в звук отнош-и, в одинак ^ выз-ют ориентировоч сосудист реакции.

Уо реб-к восприним слова иначе, чем норм, и сис-ма связей, кот возбужд-ся у него словами, др, чем у норм шка. Эт означ, что у эт детей слова возбужд связи как по смысл, так и по звук признаку => избират-ть смысл словесн связей, хар-ная для норм шка, у них нар-на.

Результы опытов показ, что хар-р семантич полей не ост-ся у умеренно отсталых детей const, а сущ-но варьирует в зав-ти от сост-я реб-ка, в частн от его утомл-я. Оказ, что у детей-дебилов на 1м уроке (когда Г ещ «свеж») преобладающ знач-е им смысл связи, звук сходство в < ^ выз-т сосудистые реакции. После 5го урока, когд дети утомл, преобладающ место нач заним звук связи.


56)

Исслед-е фонематич слуха:

* снач необх проверить обыч слух

- повт прост изолир-ные звуки (б, м, ш)

- повт пары, вкл-е резко различ-е (дизъюнктные) фонемы (м-р, п-с, б-н) или близкие по звуч-ю (оппозиционн, коррелирующ) (б-п, р-л)

- предлож серия из 3-х звуков или простых слогов (а-о-у, б-р-н, п-б-п, т-д-д); провер удерж-е послед-ти звуков и oto яв-ся пробой на сохр-е звуко-артик-ных следов

* только if акт произнес-я не нар-н =>

- м предлож запис буквы или показ

- м предлож оценить, одинак или разн звуки предъяв-ся име в парах (п-п, б-п)

* м провод контрольн опыт, направ на различ-е звуков при искл-и артик-и (с зажат язом или раскр ртом)

- условно-рефлекторн методика: при произнес-и 1-го звука подним прав руку, а при др – лев и т д.

* сенсибилизир-ный вариант: разн звуки произнос-ся с одинак h, а одинак – с разн h и интенсив-тью.

* результ м зав-ть от нек особ-тей нейродинамики испытуемого (слаб-ть раздражит и торм-ного процов, нар-е их подвиж-ти в двиг анализаторе и т д)

- отнес-е фонемы к графеме: п-д больным помещ-ся неск-ко букв и предлаг-ся указ, какую произнос исслед-й. Больной м смеш опозиционн фонемы (д и т) или выд-ть 1-о из эл-ных кач-в (взрывность) и смеш (т и к).


61_1)

+ Метод опред-я пон-я: реб-ка прос опред-ть знач-е слова:

- сам прост

- даёт возм-ть опред, какие им ф-мы ораж-я скр-ся за словом и как сис-мой Пч операций осущ-ся опред-е знач-я слова на кажд этапе разв-я и в кажд ф-ме отклон-я от нормы

+ метод сравн-я и различения: испытуемому наз-ют 2 слова, обознач-х те или иные предметы (или наглядн изобр-е), и прос сказать, что общ м-у ними. Слож-ть сост в прав подборе слов (предметов), подлеж сравн-ю. Кат-и приёмов:

- даются 2 слова, явно относ-ся к 1 кат-и (лев и тигр)

- объекты, у кот общее найти трудно и кот отлич-ся др от др (карандаш и пишущ машинка)

- опыты на сравн-е и различ-е объектов в усл-ях конфликта (наз-ся объекты, у кот разл-я выр-ны >, чем чходство, и кот скорее м соотнести их практич сопостав-я, анализа конкретн ситуации, чем отнес-я их к 1й отвлечённ кат-и) (всадник и лошадь).

+ класс-и. Варианты:

- 4-й лишний:

~ испыт-му даётся 3 объекта, одинак по ф-ме и по принадлеж-ти к опред кат-ии; 4-й отлич и по ф-ме, и по цвету, и по данн кат-и

~ даются объекты, кот относ-ся к 1-й и той же кат-ии, но различ-ся по внеш виду, а 4-й лишний м б сходен с 1м из 3-х

~ даётся 3 объекта, кот относ-ся к 1-й кат-и и кот м обознач 1м словом, а 4-й – предмет, кот относ-ся к др кат-и, но участв в общ ситуации с ост

- опыт со свободн класс-ей: испыт-му даётся большой ряд реальных предметов или карточек из лото и предлаг-ся сгр-ть эти объекты в опред гры так, чтобы кажд гру м б назв-ть 1-м словом, обознач 1м пон-ем. После эт ему предлаг-ся обознач кажд гру и объяс, почему он разлож им так. -> предлаг-ся укрупнить гры и назвать их опред словами и объяс.

+ метод форм-я искусственн пон-й:

- позв детально изуч проц форм-я пон-й

61_2) - возм не тольк опис те смысловые связи, кот стоят за словом, но и детальн изуч Пч процы, кот скр-ся за словом на послед-ных этапах разв-я, и ту «стратегию» Пч деят-ти, в результе кот происх форм-е пон-я.

- п-д испыт-м расклад-ся ряд геометрич фиг, кот им разн ф-му, цвет, V и размер (напр, красн маленьк и плоск треуг, зел мал и плоск треуг, красн мал и плоск квадр, жел мал куб и мал цилиндр, боль крас треуг, боль зел треуг, а такж объемн фиги, как пирамида красн или зел цвета, куб красн, зел или син цвета и т. д.) Все эт фиги обознач-ся опред-ми ис-ст-ными словами, и испыт-мый, кот брал 1 из фиг, м увид на его (ран скрытой) внутр сторе напис ис-ст-ное слово («рас», «мор», «пак» и т. д.), кот обознач нов, ранее не сущ-е в опыте пон-е, вкл-е комбинацию из неск-ких признаков

- в наче опыта исп-мым детям сообщ, что у папуасов кажд слово им знач-е, и они д опред, что им означ кажд слово, подобрав неск-ко предметов.

- труд-ть: искусств словами обознач-я не прост, а комплексные признаки.


62)

Яз – ингредиент, ср-во речи; историч сложившаяся сис-ма знаков.

Едцы яза:

+ фонема (в речи реализ-ся звуком)

+ морфема

+ лексема

+ синтаксич ярус:

- словосочет-е

- предлож-е

- текст.


63_1)Младенч возр (от 0 до 1;0):

Уже на 3й нед жизни уд уст-ть 1означ специфич реакции на чел-ский голос (предсоц реакции) и 1ую соц реакцию на 2 мес (смех, лепет, показ-е, жесты).

Ф-я ранн реч реакций реб-ка: устан-е связи со взрос и возд-е на него, поддерж-е эмоцного контакта, что яв-ся начом экспрессивн ф-и речи. Но главн на эт доинтеллектуальн стадии речи яв-ся разв-е соц ф-и.

Младенч возр заверш-ся появ-ем индикативн и номинативн ф-й (наз-е признака предмета и предметн отнес-ть слова) и связ с ними сигнификативн – замещ-е словом наглядн впечатл-й.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: