Число потребителей можно определить по графику загрузки зала или оборачиваемости мест в течение дня. При определении числа потребителей по графику загрузки зала основными данными при составлении графика служат:
-режим работы зала;
-оборачиваемость места в зале;
-загрузка зала по часам его работы(%).
Число потребителей обслуживаемых за час работы зала можно найти по формуле:
Nч=Р*Сч*х/100; где
Nч- количество человек обслуживаемых за час работы зала;
p- количество мест в зале;
ɥ- оборачиваемость одного места в зале за час работы;
х- загрузка зала (%)
Таблица № 5
Расчётпосетителей за час (день) работы предприятия
Часы работы | Обслуживание официантами | Количество посетителей | |
Оборачиваемость места за час, раз | Средняя загрузка зала,% | ||
8-9 9-10 10-11 11-12 12-13 13-14 14-15 15-16 16-17 17-18 18-19 19-20 20-21 21-22 | - - 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 Перерыв 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 | - - Перерыв | - - Перерыв |
Итого |
2.2 Расчёт общего количества блюд за день Определение количества блюд исходными данными для определения количества блюд является:
|
|
-число потребителей за день или приём пищи;
-коэффицент потребления. Общее число блюд реализуемых предприятий в течение дня определяют:
Nд= Nд *m
Nд-количество блюд реализуемых за день;
Nд- количество потребителей за день;
m- коэффицент потребления.
В соответствии с приложением №4 для кафе коэффицент потребления блюд равен 2,5
Nд= 306*2,5= 765порций
Таблица № 6
2.3 Расчёт количества блюд по группам
Блюда | Кафе | ||||||
От общего количества блюд | Количество порций | От данной группы блюд | Количество порций | ||||
Фирменное блюдо Гастрономические продукты Холодные блюда и закуски Салаты Молоко и кисломолочные продукты Супы Вторые горячие блюда: Мясные Овощные, крупяные и мучные Яичные и творожные Сладкие блюда и напитки | |||||||
Таблица № 7
2.4 Составление дневного расчётного меню Первым этапом оперативного планирования является составление планового меню, наличие которого дает возможность обеспечить разнообразие блюд в декаде, избежать повторений одних и тех же блюд, обеспечить четкую организацию снабжения производства сырьем и полуфабрикатами, своевременно направляя заявки на оптовые базы, промышленные предприятия, правильно организовать технологический процесс приготовления пищи и труд работников производства. В плановом меню указывается ассортимент и количество блюд каждого наименования, которые могут быть приготовлены на данном предприятии по дням декады. При составлении планового меню учитываются квалификация поваров, потребительский спрос, возможности снабжения сырьём и сезонность сырья, техническое оснащение предприятия.
|
|
Вторым и основным этапом оперативного планирования является составление плана-меню заведующим производством накануне планируемого дня (не позднее 15 часов) и утверждение его директором предприятия. В нем приводятся наименования, номера рецептур и количество блюд с указанием сроков приготовления их отдельными партиями с учетом потребительского спроса.
К основным факторам, которые необходимо учитывать при составлении меню, относятся: примерный ассортимент выпускаемой продукции, вида предоставляемого рациона, наличие сырья. Примерный ассортимент блюд (ассортиментный минимум) – это определенное количество наименований холодных блюд, напитков, характерных для ресторана. При составлении плана-меню необходимо учитывать наличие сырья в кладовых. Блюда и закуски, включаемые в меню, должны быть разнообразными как по видам сырья, так и по способам тепловой обработки (варёные, припущенные, жареные, тушеные, запеченные); учитываются также квалификационный состав работников, мощность производства и оснащенность его торгово-технологическим оборудованием, а также трудоёмкость блюд, т.е. затраты времени на приготовление единицы продукции.