Методологические и теоретические основы психолингвистики

Определение психолингвистики как науки. Ее предмет, задачи, объект.

Психолингвистика это отрасль психологии, изучающая то, как человек осваивает язык и пользуется им в речи.

Объектом психолингвистики... всегда является совокупность речевых событий или речевых ситуаций (Леонтьев), человек как субъект речевой деятельности и носитель языка, процесс общения, коммуникации в человеческом обществе, процессы формирования речи и овладения языком в онтогенезе.

«Предметом психолингвистики является соотношение личности со структурой и функциями речевой деятельности, с одной стороны, и языком как главной «образующей» образа мира человека, с другой» (Леонтьев).

Основной задачей психолингвистики является исследование процессов порождения и восприятия речи, изучение психических процессов, составляющих психологический механизм различных актов речевой деятельности, детальный анализ которых осуществляется под углом зрения общепсихологической теории деятельности. Исследование психологических механизмов речевого онтогенеза. Создание экспериментальных моделей речевых процессов и продуктов речевой деятельности. Выявление механизмов функционирования в речевой деятельности. Разработка психологических методов исследования речевых процессов.

Методологические и теоретические основы психолингвистики.

“Основы психолингвистической теории” А.А. Леонтьев выделяет:

1) Единицами психолингвистического анализа являются речевые действия и операции.

2) Речевой деятельности, а также отдельным речевым актам и операциям присущи те же свойства, что и деятельности в целом: предметность; целенаправленность; мотивированность; иерархическая организация и фазовая организация деятельности.

3) В процессе речевой деятельности производится вероятностное прогнозирование возможных исходов, которое обусловливает ее стратегию;

4) Речевая деятельность не является жестко заданной ситуационными условиями, алгоритмичной.

5) В сферу внимания психолингвистики должно быть включено “прежде всего взаимоотношение опосредованного языком образа мира человека и речевой деятельности как деятельности речевого общения”;

6) Между процессами восприятия и порождения речи существует определенная аналогия.

В психолингвистике представлены методы: экспериментальные (проводятся в лабораторных условиях), лингвистический эксперимент (основанный на использовании языкового чутья носителя языка), формирующий эксперимент (измеряющий формирование языковой способности), обучающий эксперимент (исследование эффективности обучающих методик),наблюдение и самонаблюдение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: