Введение в психолингвистику

ПСИХОЛИНГВИСТИКА

Конспекты:

1) Воронин «Основы фоносемантики», А.П. Журавлев «Фоносемантика»

2) В.Ф. Петренко «Основы психосемантики»

3) Н.И. Жинкин «О кодовых переходах во внутренние речи», Л.С. Выготский «Мышление и речь»

Литература:

1) В.П. Белянин «Введение в психолингвистику»

2) И.Н. Горелов, К.Ф. Седов «Основы психолингвистики»

3) А.А. Залевская «Введение в психолингвистику»

4) И.А. Зимняя «Лингвопсихология речевой деятельности»

5) А.А. Леонтьев «Основы психолингвистики»

6) Р.М. Фрумкина «Психолингвистика»

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛИНГВИСТИКУ

Психолингвистика (ПЛ) возникает как направление, противопоставленное структурализму. До ПЛ изучение языка было изолировано от всего внешнего.

ПЛ возникает как междисциплинарная наука, которая объясняет особенности реального функционироания языка в речи, которые проявляются, прежде всего, в речевой деятельности.

Наука возникла во второй половине ХХ века. Термин «психолингвистика» был введён Николаем Пронко в статье «Язык и психолингвистика» (1946). В научный обиход термин ПЛ попадает в 1953 году. В городе Блумингтоне был проведён семинар, организаторы которого: Дж. Кэролл, Ч. Осгуд, Т. Сибеок. Через год (1954) они выпускают монографию «Психолингвистика».

Существует несколько ярких ученых, которые, каждый по-своему, разрабатывают концепцию ПЛ. В связи с этим ПЛ относится к разным научным парадигмам. Одни считают, что ПЛ – это лингвистическая наука, специфический ракурс языка, часто воспринимают только как экспериментальную ПЛ.

ПЛ – психологическая наука.

ПЛ – междисциплинарная наука. ПЛ стремится разрабатывать достоверную теорию, которая объясняла бы природу языка, особенности его усвоения и употребления.

А.А. Леонтьев: «ПЛ – это наука, изучающая устройство и функционирование речевых механизмов человека».

Речевая деятельность – это разновидность деятельности, которая характеризуется изначальной активностью человека и включенностью в деятельность других субъектов.

Лингвистические предпосылки развития дисциплины:

1) В.Ф. Гумбольдт: Язык – связующее звено между человеком и социумом.

2) Г. Штейталь выделяет метод изучения языка – интраспекция (самонаблюдение)

3) И.А. Бодуэн де Куртенэ выдвинул идею языкового чутья народа, рассматривал проявление языкового чутья в детской речи.

4) А.Ф. Потебня анализирует внутреннюю форму слова (мотивационный признак, положенный в основу наименования).

Номинации предмета основываются на старом, знакомом, то, что уже есть в языке.

Практические предпосылки развития дисциплины:

1) Необходимость обучения иностранному языку разных групп населения

2) Возникает вопрос о том, как с помощью языка можно освоить чужую культуру.

Предмет ПЛ:

1) Механизмы речевой деятельности (речепорождение и речевосприятие)

2) Языковая способность (формирование способности к говорению и пониманию)

Изучение языка в рамках психолингвистического подхода без учета 3-х факторов:

1) Человек. Для ПЛ важен не абстрактный носитель языка, а реальный человек с его возрастными особенностями, личным опытом, конкретными намерениями, с реальной динамикой памяти. В связи с этим фактором появляется в науке понятие «языковая личность». ПЛ разрабатывает такие технологии, которые позволяют описывать речевую компетентность носителей языка.

2) Ситуация. ПЛ считают, что этот фактор не устраним из языка. Использование всех средств языка ситуативно ориентировано. Учет этого фактора позволяет правильно интерпретировать ситуацию. Понимать этот фактор слишком узко нельзя.

3) Эксперимент. Обеспечивает надежную эмпирическую базу для доказательства каких-либо гипотез.

Толстющий - 6

Полный - 2

Обрюзгший - 4

Располневший - 1

Жирный - 7

Пухлый - 3

Толстый – 5

Эксперименты позволяют исследовать то, что не подвергается непосредственному наблюдению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: