Языковая способность (ЯС)

Н. Хомский: лингвистическая компетенция (потенциальные знания языка). Речевая деятельность говорящего (исполнение, реализация).

ЯС – потенциал, который может выражаться в речевой деятельности.

ЯС – психофизиологическая организация индивида, обусловливающая физиологические и психические предпосылки развития речи.

ЯС – это совокупность физиологических и психических особенностей, обеспечивающих производство, воспроизводство и адекватное восприятие знаков, членом языкового коллектива.

ЯС – это речевой механизм, формирующийся в процессе присвоения языка, как объективной системы. В процессе присвоения языка, он переходит из предметной сферы в форму деятельности (речь), поэтому языковая способность – это не врожденный механизм, а формирующийся в процессе усвоения языка.

Речь ребёнка показывает, что языковая способность – это приобретённая способность. Приобретается она в процессе языковой социализации человека. Языковая способность имеет уровневую организацию, которая соотносятся с уровневой моделью языка:

1) Фонетический уровень

2) Словообразовательный уровень

3) Лексический уровень

4) Семантический уровень

5) Морфологический уровень

6) Синтаксический уровень

Речевая активность – степень проявления языковой способности. У всех речевая активность различна.

Дети референциального типа усваивают язык путем накопления лексического запаса. Они соотносят готовое слово с конкретным предметом. Дети экспрессивного типа легче придумывают готовое слово, чем используют готовое. Они склонны к языковой игре.

Речевая активность предопределяется темпераментом человека.

Коммуникативная компетентность – способность взаимодействовать с речевым партнером, выражать какое-то речевое намерение, которое партнер может поддержать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: