Н. Хомский: лингвистическая компетенция (потенциальные знания языка). Речевая деятельность говорящего (исполнение, реализация).
ЯС – потенциал, который может выражаться в речевой деятельности.
ЯС – психофизиологическая организация индивида, обусловливающая физиологические и психические предпосылки развития речи.
ЯС – это совокупность физиологических и психических особенностей, обеспечивающих производство, воспроизводство и адекватное восприятие знаков, членом языкового коллектива.
ЯС – это речевой механизм, формирующийся в процессе присвоения языка, как объективной системы. В процессе присвоения языка, он переходит из предметной сферы в форму деятельности (речь), поэтому языковая способность – это не врожденный механизм, а формирующийся в процессе усвоения языка.
Речь ребёнка показывает, что языковая способность – это приобретённая способность. Приобретается она в процессе языковой социализации человека. Языковая способность имеет уровневую организацию, которая соотносятся с уровневой моделью языка:
|
|
1) Фонетический уровень
2) Словообразовательный уровень
3) Лексический уровень
4) Семантический уровень
5) Морфологический уровень
6) Синтаксический уровень
Речевая активность – степень проявления языковой способности. У всех речевая активность различна.
Дети референциального типа усваивают язык путем накопления лексического запаса. Они соотносят готовое слово с конкретным предметом. Дети экспрессивного типа легче придумывают готовое слово, чем используют готовое. Они склонны к языковой игре.
Речевая активность предопределяется темпераментом человека.
Коммуникативная компетентность – способность взаимодействовать с речевым партнером, выражать какое-то речевое намерение, которое партнер может поддержать.