С лингвистической точки зрения, единицей фонетического уровня языка является фонема, как обобщенное представление о звуке. Это единица языка, у которой есть план выражения, но нет плана содержания.
У фонемы есть 2 функции, которые она выполняет:
1) Смыслоразличительная
2) Образующая (образует звуковую оболочку слова)
В конце ХХ века возникает идея о том, что звук тоже может иметь особое значение.
Фоносемантика – это наука о фонетическом значении, которая позволяет ответить на вопрос, есть ли какой-нибудь смысл в самих звуках языка.
Это направление занимается разработкой теории содержательности звуковой формы в языке. Журавлев называет фоносемантику одним из разделов языкознания, но при изучении фонем использует психолингвистические методы.
Фонетическое значение - это сущность одновременно ментальная (закреплено в сознании), физиологическая, лингвистическая (звуки как вербальные знаки), социальная, эстетическая, этнокультурная.
При психолингвистическом рассмотрении языковых единиц, с точки зрения функции, исследователи обратили внимание на различие гласных и согласных по способности вызывать образ того или иного слова. Широкий ряд согласных дает устойчивый индекс информативности, а узкий ряд согласных нуждается в гласных, чтобы восстановить слово. Гласные также значимы, но все зависит от длины слова (кол-ва согласных).
|
|
Восприятие фонетических единиц зависит от целого ряда факторов, в основном это факторы не лингвистического характера.
1) Восприятие определяется темпом и членораздельностью речи.
2) Психологическая оценка трудности или легкости произношения звуков или звукосочетаний.
3) Эмоциональная оценка восприятия звуков может сказать, какое слово или какой звук являются приятными/неприятными. У каждого языка есть свои стереотипы благозвучия/неблагозвучия. Существуют стереотипы восприятия чужого языка сквозь призму произносительных особенностей своего.