Экспериментальные исследования журавлева

Ж. проводил эксперименты с обычными носителями языка разных возрастных групп. Он предлагал привести ассоциации на тот или иной звук в виде прилагательных. Выделяются стереотипы восприятия звука. Проводит анализ по методике Чарльза Осгуда (методика семантического дифференциала). Семантический дифференциал помогает выявить различия между элементами одного ряда, основывается на шкалировании. Испытуемым предлагается 3, 5 или 7-балльная шкала. С помощью этих шкал можно измерить наличие или отсутствие у элемента того или иного признака. Представить говорящим звукобукву, так как в нашем сознании фиксируется не только звук, но и графический облик, который ассоциируется с тем или иным звучанием. Поэтому своим испытуемым Ж. предлагает элементы в письменном виде и предлагает оценить их по следующим характеристикам: большой/маленький, быстрый/медленный, сильный/слабый, светлый/темный. Цифра 3 – звук нейтральный, 1 – не имеет признака, 5 – интенсивная сила проявления признака, 2,4 – средняя характеристика. Затем данные подвергаются математической обработке. Получаются стереотипизированные результаты, по которым можно измерить фонетические характеристики звуков.

А – белый

Я – черный +

О – желтый

Е - оранжевый

Э – бежевый

И – синий +

Й –

У – зеленый

Ю – фиолетовый

Ы –

Существую эксперименты, которые выявляют явление синестезии (наложение 2-х чувственных модальностей, когда звук ассоциируется с цветом).

Фонетическое значение слова имеет ассоциативную природу, существует 2 вида звукоизобразительных единиц языка – это звукоподражательные слова и звукосимволические слова. Эти две группы образуют звукоизобразительную систему языка.

Звукоподражание – это звуки, которые имитируют звуки человека, животных и т.д. и имеют акустический денотат (предметная отнесенность). Мы не можем говорить о буквальном восприятии звучания, но звуковой денотат мотивирует появление звукоподражательных слов («ТРеск»).

Звукосимволизм – слова, которые не имеют акустического денотата, это фонетически образные слова, но не соотносятся со звуками природы. Могут называть какие-то движения, цвета, могут указывать на форму предмета, размер, свойства поверхности, удаленность, могут называть особенности походки человека, мимику, физиологическое или эмоциональное состояние человека, дают положительную или отрицательную характеристику предметов.«Расфуфырился».

Звукосимволические слова выражают свои коннотативные смыслы не одним элементом звуковой оболочки, а комплексными сочетаниями элементов, которые воспринимаются носителями языка в соответствии со стереотипами благозвучия/неблагозвучия, энергичности/неэнергичности и т.д.

Звукоподражательные слова выражают имитационное значение с помощью отдельного комплекса звуков. Но у каждого отдельного носителя языка, помимо языковых стереотипов восприятия звукосимволизмов и звукоподражаний, существуют свои вкусовые и оценочные особенности восприятия.

Звукоподражательная подсистема языка составляет наиболее простой уровень звукоизобразительной системы языка, так как звукоподражания обладают примарной мотивированностью. Звукосимволизмы – более сложная фонетическая мотивированность, обладающая опосредованным характером и не соотносящаяся со звуковым денотатом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: