II. Качественная обработка данных ассоциативного эксперимента

На этом этапе выделяются парадигматические реакции, синтагматические реакции, тематические, клишированные, фонетические.

К парадигматическим реакциям относится слово той же части речи, что и стимул, вступающее со словом-стимулом в следующие типы отношений:

А) Иерархические отношения:

- субординации (подчинения). Род-вид.

- суперординация. Вид-род.

- координация. Вид-вид.

Б) Отношения языковой синонимии, антонимии, омонимии, паронимии. Отличаются только одним признаком.

К синтагматическим реакциям относятся ассоциации, являющиеся другой частью речи, чем слово-стимул и составляющие со стимулом грамматически оформленные словосочетания. Не относятся к синтагматическим реакциям предложения.

Тематические реакции – такие ассоциации, которые составляют со словом-стимулом в нашем сознании ситуативно заданные контексты употребления.

Чем слово конкретнее, чем у него больше культурных коннотаций, тем больше реакций.

К клишированным реакциям относятся прецедентные феномены (имена, фразеологизмы, пословицы, поговорки)

К фонетическим реакциям относят близкие по созвучию, рифмующиеся со словом-стимулом.

III. Выделение ассоциативных доминант.

Выделение ассоциативной доминанты проводится без учета ядерного или периферийного статуса реакции, это то, что может быть объединено по одному признаку. Например, внешность, место жительства, время, атрибуты. Здесь индивидуальный подход, который отражает то, как человек воспринимает реальность.

Свободный ассоциативный эксперимент имеет широкое применение. Он используется для выявления индивидуальных ассоциативных полей, связанных с восприятием лексики и фразеологии. Может применяться в школьной практике, чтобы выявить степень понимания того или иного слова. Существуют ассоциативные словари.

А.А. Леонтьев «Русский ассоциативный словарь».

«Русский ассоциативный словарь» (2т.) – Ю. Караулов. В 1 томе статьи от стимула к реакции, 2 том – от реакции к стимулу.

«Словарь ассоциативных норм детской речи» - И.Г. Овчинникова.

Если нужно исследовать не только стереотипные реакции, но и более глубинные, можно использовать направленный ассоциативный эксперимент (НАЭ), который нацелен на получение направленных реакций. Экспериментатор создает условия, вводит ограничения либо в реакцию, либо в стимул.

1) Ограничение в стимуле.

- Стимул может быть дан в составе словосочетания или предложения;

- Дать не слово, а конкретную словоформу;

- Слово дано как элемент рекламного слогана;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: