Порядок оценки физического развития

1. Каждый из индивидуальных признаков сравнивают со сред­ней арифметической этого признака для данного возраста и на­ходят фактическое отклонение от неё (со знаком +, если имеется превышение по сравнению со стандартным значением, либо со знаком - в случае недостаточного развития признака).

2. Путем деления фактического отклонения на величину сред­него квадратического отклонения (s) находят сигмальное откло­нение, которое показывает, на сколько сигм в большую или мень­шую сторону отклоняются показатели исследуемого ребенка от средних показателей, свойственных данному возрасту и полу.

3. Для построения профиля физического развития (рис. ) на равном расстоянии друг от друга проводят горизонтальные линии по числу оцениваемых признаков. Вертикальная линия в центре соответствует средним величинам (М) для возрастно-половой группы, к которой относится ребенок. По обе стороны от неё про­водят вертикальные линии, обозначающие величины средних квадратических отклонений с положительными значениями вправо (+1s; +2s; +3s) и отрицательными влево (-1s", -2s; -3s).

Величины сигмальных отклонений отмечают точками на со­ответствующей признаку горизонтальной линии. Все точки со­единяют прямыми. Полученный график (профиль физического развития) позволяет сделать заключение о физическом разви­тии ребенка, величине отклонений от средних показателей и о пропорциональности телосложения. Отклонение индивидуаль­ных показателей от средних стандартных величин в пределах М±1s указывает на среднее физическое развитие данного инди­видуума. При развитии ниже среднего показатели находятся в пределах от -1s до -2s, при низком физическом развитии от -2s до -3s. При физическом развитии выше среднего индивидуаль­ные показатели находятся в пределах от +1s до +2s, при высо­ком - от +2s до +3s. При этом решающим показателем для опре­деления степени физического развития считается рост (длина тела), наименее подверженный внешним влияниям признак, ха­рактеризующий ростовые процессы детского организма.

Для суждения о гармоничности развития необходимо оценить взаиморасположение точек, соответствующих величине сигмальных отклонений по каждому признаку. Если они все укладыва­ются в интервал одной сигмы, развитие считается гармоничным. В случае, если разброс признаков превышает одну сигму - раз­витие дисгармоничное. И, наконец, если один признак отличает­ся от другого более чем на 2s, такое развитие расценивается как резко дисгармоничное.

Оценка физического развития по шкалам регрессии.

Этот метод более совершенный, так как оценочные таблицы, составленные по шкале регрессии, учитывают корреляционную зависимость между двумя антропометрическими признаками: длиной и массой тела, длиной тела и окружностью грудной клет­ки. Таблицы составляются на основании вариационно-статисти­ческой обработки данных измерений этих признаков у выбороч­ной группы детей (не менее 100-150 человек) одного возраста и пола.

Основу оценочной таблицы (табл.) составляет длина тела, представленная во всех вариантах (от минимального до макси­мального значения с интервалом в 1 см) с делением на 5 групп: низкая, ниже средней, средняя, выше средней и высокая. Для каждого варианта длины тела вычислены средние значения (М) и частные сигмы (±s) массы тела и окружности грудной клетки. Производя индивидуальную оценку физического развития по оценочным таблицам, прежде всего определяют, к какой группе (средняя, выше средней и т.д.) относится рост ребенка. Затем на­ходят показатели массы тела и окружности грудной клетки, со­ответствующие этому росту (с учетом допустимых сигмальных отклонений). Далее сопоставляют найденные величины с факти­ческими показателями массы тела и окружности грудной клет­ки ребенка.

На практике в связи с наличием тесной прямой корреляцион­ной зависимости между массой тела и окружностью грудной клетки допускается для оценки физического развития исполь­зовать только соотношение длины и массы тела. Имеется табли­ца для индивидуальной оценки физического развития детей 4-17 лет (табл.).

Таблицы для индивидуальной оценки физического развития, составленные на основе региональных стандартов и разработан­ные общепринятым методом регрессионного анализа, устанавли­вают для конкретных вариантов длины тела (роста) в каждой возрастно-половой группе детей диапазон нормальных колебаний массы (веса) тела (от М-1s до М+2s). При оценке физического раз­вития в соответствующей полу и возрасту ребенка таблице нахо­дят его рост, затем строго по горизонтальной строке - соответст­вующий данному росту диапазон "нормы" массы тела. В зависи­мости от того, попадает ли фактическое значение массы тела в данный диапазон, окажется ниже минимальной или выше макси­мальной его границы, оценивается физическое развитие ребенка:

1. Оценку "нормальное физическое развитие" получают дети и подростки с длиной тела ниже средней, средней и выше сред­ней (эти варианты отражают генетическую вариабельность при­знака) и массой тела в пределах от М-1s до М+2s.

2. Остальные показатели длины тела и сочетания их с массой тела оцениваются как отклонения в физическом развитии. Их можно сгруппировать в 6 вариантов: "низкий рост", "высокий рост", "дефицит массы" I и II степени, "избыток массы" I и II сте­пени.

Дети с избыточной массой тела направляются на консульта­цию к эндокринологу, т.к. в значительном проценте случаев сре­ди них встречаются лица с ожирением.

Дети с низким ростом также направляются к эндокринологу для решения вопроса, имеет ли место общая задержка физичес­кого развития или низкий рост ребенка обусловлен генетичес­кими факторами (низкорослость родителей).

Дети с дефицитом массы тела подлежат наблюдению педиат­ром для установления причин этого дефицита.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: