Организация исследования выбора профессии старшеклассников

Исследование проводилось на базе ГУО «Гимназия №6 г.Витебска». В исследовании участвовали учащиеся 10-х классов. Где учатся 18 человека, из них 9 мальчиков и 9 девочек. В возрасте от 15-16 лет. В данной работе участие приняли все учащиеся 10-го класса.

Анализируя выбор профессии у учащихся 10 класса мы видим, что мальчики имеют более реалистические профессии (33,33%), а в меньшей степени выражены традиционные профессии (11,11%) и всего лишь один человек склонен к профессиям социальной сферы (5,5%). В то же время у девочек более выражены профессии в сфере искусства (16,66%) и традиционные профессии (16,66%), а в меньшей степени проявляются интерес к профессиям в социальной сфере (11,11%) и в сфере предпринимательства (5,5%). Учащиеся не проявили никакого интереса к исследовательским профессиям.

Таблица 1 – «Сравнительная таблица средних значений по диагностике Дж. Холланда»

Контингент Реальные профессии (R), % Исследовательские профессии (J), % Профессии в сфере искусства (A), % Социальные профессии (S), % Предпринимательские профессии (Е), % Традиционные профессии (С), %
Все учащиеся 33,33 0,0 16,66   5,5 27,77
Мальчики 33,33 0,0 0,0 5,5 0,0 11,11
Девочки 0,0 0,0 16,66 11,11 5,5 16,66

Реальные профессии: личность обладает высокой эмоциональной стабильностью, ориентирован на настоящее.

Предпочитает заниматься конкретными объектами и их использованием. Выбирает занятия, требующих моторных навыков (постоянное движение), ловкости. Отдает предпочтение профессиям с конкретными задачами; механик, водитель, инженер, агроном и т.п. характерны не вербальные способности, развитые моторные навыки, пространственное воображение (чтение чертежей). Имеет шансы добиться успеха в таких областях, как физика, экономика, кибернетика, химия, спорт. Поэтому можно смело говорить о том, почему именно у мальчиков преобладает этот тип личности. А традиционные профессии и профессии в сфере искусства характерны для девушек так как, отличается выраженными способностями артистического типа (воображение, креативность, музыкальные способности, вербально-лингвистические способности, чувство гармонии, вкуса.).

Независим от окружающих, с успехом приспосабливается к обстоятельствам. Эмоционален и чувствителен, оригинален и открыт. Отличается стремлением к самовыражению, способностью к сопереживанию и сочувствию. Наиболее предприимчивые сферы деятельности;музеи; библиотеки; галереи; рекламные и дизайнерские фирмы; большие организации, корпорации, банки; бухгалтерские конторы; Отделы контроля качества (ОТК); Архивы, картотеки, инспекции. Что и доказывают полученные результаты.

Рисунок 1 - Сравнительные значения по диагностике Дж. Холланда

Процентное соотношение доказывает (рис.1), что у старшеклассников преобладает в большей степени выбор в реальных профессиях (33,33%) и социальных профессиях (30%). Традиционные профессии – 27,77%, профессии в сфере искусства – 16,66, предпринимательские профессии – 5,5%, а вот склонность к исследовательским профессиям у класса отсутствует – 0,0 %.

Данные показатели процентного соотношение выбора профессии (рис. 1.) характеризует именно то, что, несмотря на различия типа личности между мальчиками и девочками есть еще и сходства при выборе в таких как:традиционные профессии и профессии в сфере искусства. При этом ведущим выбором остается, для класса, реальные профессии, а самым менее значимыми являются предпринимательские и исследовательские профессии.

Возможно, это связано с возрастными особенностями: ведущая деятельность в данном возрасте - это развитие взаимоотношений с людьми, обществом и усвоение норм этих взаимоотношений.

В данной работе была изучена самооценки всего класса. В ходе своей работы я изучала общую самооценку с помощью процедуры тестирования (Приложение А) среди учащихся 10 классов.

Целью моего исследования было узнать уровень самооценки старшеклассников и как она влияет на выбор будущей профессии. В тестировании принимали участие 18 человек.

Таблица 2 – «Анализ самооценки учащихся 10 класса»

Самооценка: Высокий уровень (колич.чел.) Средний уровень (колич.чел.) Низкий уровень (колич.чел.)
научные способности   7 (38,%) 11(61%)
художественные способности 1(5%) 6 (33%) 11 (61%)
музыкальные способности   5 (27%) 13 (72%)
механические способности 4 (22%) 4 (22%) 10 (55%)
преподавательские способности   7 (38%) 11 (61%)
способность к торговле 2 (11%) 6 (33%) 10 (55%)
конторские способности   3 (16%) 15 (83%)
математические способности 2 (11%) 5 (27%) 11 (61%)
способность к рукоделию 4 (22%) 5 (27%) 9 (50%)
управленческие способности 3 (16%) 5 (27 %) 10 (55%)
канцелярские способности 1 (5%) 7 (38%) 10 (55%)
способность к дружелюбию 7 (38%) 9 (50%) 2 (11%)

Как видно из таблицы у большинства учащихся 10-го класса самооценка находится на низком уровне (57%). Это значит, что эти люди чрезмерно чувствительны к критике, полагая, что она свидетельствует об их неполноценности. Но и комплимент они принять не умеют («Ну что вы, я вовсе не таков. Вы, наверное, так говорите, просто чтоб сделать мне приятное».) Поэтому неудивительно, что отмечают в целом более высокую невротичность людей с низкой самооценкой по сравнению с теми, у кого самооценка высока.

Учащихся со средней самооценкой составляет 31 % от всего класса, старшеклассники со средней самооценкой трезво оценивают свои поступки и принимают себя такими, какие они есть на самом деле. С высоким уровнем - 11 %.

Вывод: Таким образом, можно сказать, что на выбор будущей профессии влияют не только внешние факторы, но и собственная самооценка. Большинство учеников оценивают свои способности на низком уровне, поэтому при выборе профессии у них возникают трудности.

Методика 2. «Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчаровой

Данная методика позволяет определить ведущий тип мотивации при выборе профессии. Текст опросника состоит из двадцати утверждений, характеризующих любую профессию. Необходимо оценить, в какой мере каждое из них повлияло на выбор профессии. С помощью методики можно выявить преобладающий вид мотивации (внутренние индивидуально-значимые мотивы, внутренние социально-значимые мотивы, внешние положительные мотивы и внешние отрицательные мотивы).

Инструкция:

Ниже приведены утверждения, характеризующие любую профессию. Прочтите и оцените, в какой мере каждое из них повлияло на ваш выбор профессии. Назовите эту профессию, специальность.

Ответы могут быть 5 видов:


«очень сильно повлияло» - 5 баллов;
«сильно повлияло» - 4 балла;
«средне повлияло» - 3 балла;
«слабо повлияло» - 2 балла;
«никак не повлияло» - 1 балл.
Поставьте напротив каждого утверждения соответствующий вашему ответу балл.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: