Инвесторы, кредиторы, работодатели, правительство и население в целом полагаются на профессиональных бухгалтеров в плане достоверного и полного финансового учета и отчетности, эффективного финансового управления и компетентных рекомендаций по различным вопросам. Качество работы профессиональных бухгалтеров при предоставлении ими таких услуг влияет на экономическое благосостояние всей станы.
Пользователи финансовой информации полагаются на объективность данных и порядочность профессиональных бухгалтеров в коммерческой деятельности, поэтому представители бухгалтерской профессии всего мира более всего заинтересованы в соблюдении не только высокого уровня качества работы, но и этических требований, призванных обеспечить такой уровень.
Международная федерация бухгалтеров (МФБ) в июле 1996г. приняла Кодекс этики профессиональных бухгалтеров. Кодекс представляет собой свод этических требований, правил, предъявляемых к бухгалтерам во всем мире. Он состоит из 3-х частей:
Часть А – применяется ко всем профессиональным бухгалтерам.
Часть В – применяется к публично практикующим профессиональным бухгалтерам.
Часть С – применяется к наемным профессиональным бухгалтерам.
Основные требования, предъявляемые к бухгалтерской профессии:
1. Достоверность – в обществе в целом существует потребность в достоверной информации и надежных информационных системах.
2. Профессионализм – существует потребность в людях, которые могут быть без сомнения идентифицированы клиентами, работодателями и другими заинтересованными сторонами как специалисты в сфере бухгалтерского учета.
3. Качество услуг – необходима уверенность в том, что все услуги, предоставленные профессиональным бухгалтером, соответствуют высшим стандартам качества.
4. Доверие – потребители услуг профессиональных бухгалтеров должны быть уверены в существовании основ профессиональной этики, регулирующих предоставление таких услуг.
Кодекс разработан на базе фундаментальных принципов, которыми являются:
1. Порядочность – профессиональный бухгалтер должен быть честен при предоставлении им профессиональных услуг.
2. Объективность – профессиональный бухгалтер должен быть справедливым и должен избегать предвзятости, конфликта интересов или влияния других лиц, которые бы мешали его объективности.
3. Профессиональная компетентность и должная тщательность. Он несет постоянную обязанность по поддержанию профессиональных знаний и навыков на уровне.
4. Конфиденциальность – профессиональный бухгалтер должен соблюдать конфиденциальность информации, полученной в ходе предоставления профессиональных услуг.
5. Профессиональное поведение – профессиональный бухгалтер должен действовать таким образом, чтобы это соответствовало хорошей репутации профессии и должен воздерживаться от какого-либо поведения, которое бы могло нанести ущерб этой репутации.
6. Технические стандарты – профессиональный бухгалтер должен предоставлять профессиональные услуги в соответствии с применяемыми техническими и профессиональными стандартами.
На базе международного кодекса ИПБ России разработал в 1999 г. Кодекс этики члена ИПБ России.
В нем содержится следующая информация:
1) общие требования, предъявляемые к членам ИПБ: честность,
объективность, компетентность, конфиденциальность и т. д.
2) этические принципы деятельности бухгалтеров, возглавляющих
профессиональные организации или работающих индивидуально: независимость и компетентность;
2) ситуации, ставящие под угрозу независимость члена ИПБ:
- финансовое участие в делах клиента;
- трудовые отношения с организацией клиента;
- родственные и личные взаимоотношения;
- ненадлежащий состав учредителей профессиональной организации;
- судебные отношения с клиентом и другие;
3) этические правила деятельности членов ИПБ, работающих по найму;
4) порядок разрешения этических конфликтов; характеристика факторов, вызывающих этические конфликты;
5) дисциплинарные меры: их виды (замечание, предупреждение, приостановление членства в ИПБ на срок до 1 года, исключение из членов ИПБ) порядку их применения.
Кодекс профессиональной этики аудиторов
В опубликованном Российской коллегией аудиторов Кодексе обобщены этические нормы профессионального поведения независимых аудиторов, определены нравственные, моральные ценности, которые утверждает в своей среде аудиторское сообщество, готовое защищать их от всех возможных нарушений и посягательств.
Аудиторы обязаны отказаться от оказания профессиональных услуг, если имеются обоснованные сомнения в их независимости от организации-клиента и ее должностных лиц во всех отношениях.
В заключении или другом документе, составленном в результате оказанных профессиональных услуг, аудитор обязан сознательно и без каких-либо отговорок заявить о свой независимости в отношении клиента.
Независимость аудитора обеспечивается тогда, когда:
1. Консультации аудитора не перерастают в услуги по управлению организацией.
2. Нет никаких причин и ситуаций, влияющих на объективность суждений аудитора.
3. Персонал, участвующий в ведении бухгалтерского учета и составления отчетности, не привлекается к аудиторской проверке организации-клиента.
4. Ответственность за содержание бухгалтерского учета и отчетности принимает на себя организация-клиент.
Аудиторы обязаны неукоснительно соблюдать законодательство о налогообложении во всех аспектах: они не должны сознательно скрывать свои доходы от налогообложения или иным образом нарушать налоговое законодательство в своих интересах либо интересах других лиц. При оказании профессиональных услуг по налогообложению аудитор руководствуется интересами клиента. При этом он обязан соблюдать налоговое законодательство и не должен способствовать фальсификации в целях уклонения клиента от уплаты налогов и обмана налоговой службы.
Плата за профессиональные услуги аудитора отвечает нормам профессиональной этики, если она выплачивается в зависимости от объема и качества предоставляемых услуг. Она может зависеть от сложности оказываемых услуг, квалификации, опыта, профессионального авторитета и степени ответственности аудитора.
Размер оплаты профессиональных услуг аудиторов не должен зависеть от достижения какого-либо результата или обусловливаться иными обстоятельствами. Аудитор не имеет права получать плату за профессиональные услуги наличными деньгами сверх общеустановленных норм расчетов.
Аудитор обязан воздерживаться от выплаты и получения комиссионных за приобретение или передачу клиентов либо передачу кому бы то ни было услуг третьей стороны. Аудитор обязан заранее оговорить с клиентом и письменно закрепить условия и порядок платы за свои профессиональные услуги. Аудитор не обязан заранее объявлять о расценках за оказываемые услуги.
Сомнения в соблюдении профессиональной этики вызывает ситуация, когда плата одного клиента составляет всю или большую часть годовой выручки аудитора за оказанные профессиональные услуги.
Отношения между аудиторами. Аудиторы обязаны доброжелательно относиться к другим аудиторам, воздерживаться от необоснованной критики их деятельности и иных сознательных действий, причиняющих ущерб коллегам по профессии.
Аудитор должен воздерживаться от нелояльных действий в отношении коллеги при замене клиентом аудитора, содействовать вновь назначенному аудитору в получении информации о клиенте и о причинах замены аудитора.
Отношения с другими аудиторами (специалистами), привлекаемыми дополнительно, должны быть деловыми и корректными.
Аудиторы (специалисты), дополнительно привлекаемые к оказанию услуг, обязаны воздерживаться от обсуждения с представителями клиента деловых и профессиональных качеств основных аудиторов, проявлять максимальную лояльность к пригласившим их коллегам.
Действия аудитора, несовместимые с профессиональной деятельностью.
Аудитор не должен одновременно с основной профессиональной практикой заниматься деятельностью, которая влияет или может повлиять на его объективность и независимость, соблюдение приоритета общественных интересов либо на репутацию профессии в целом и потому несовместима с оказанием профессиональных аудиторских услуг.
Занятия какой-либо деятельностью, запрещенной практикующим аудиторам в соответствии с законодательством, рассматривается как несовместимые действия аудитора, нарушающие закон и профессиональные этические нормы.
Выполнение аудитором двух или более профессиональных услуг и заданий одновременно может рассматриваться как несовместимые действия.