Поль Синьяк. Введение

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«Институт бизнеса и дизайна»

Факультет дизайна и графики

Кафедра изобразительного искусства

Поль Синьяк

(Реферат по дисциплине «История искусств»)

Выполнила студентка: Талагаева А. А.

Группа ДК-б/13

Руководитель: Рымшина Т. А.

Москва, 2014 г.

Содержание

Стр.

1. План реферата……………………………………………………………...2

2. Введение…………………………………………………………………....3

3. Глава I (Поль Синьяк. Биография)………………………………………7

4. Глава II (Анализ основных произведений)……………………………19

5. Заключение………………………………………………………………..26

6. Примечания……………………………………………………………….29

7. Список литературы……………………………………………………….32

8. Список иллюстраций……………………………………………………..33

9. Иллюстрации………………………………………………………...........34

Введение

Франция, вторая половина XIX века. В кругу поклонников изобразительного искусства не утихают жаркие споры вокруг нового движения в живописи – импрессионизма1. Прогрессивные художники того времени предложили свежий, непосредственный и дерзкий взгляд на мир в целом и на принципы художественного творчества в частности. Среди критиков и публики нашлось немало их сторонников, но были и ярые противники.

Событием последней выставки импрессионистов в 1886 г. стали не картины уже известных публике мастеров, а полотно «Воскресенье после полудня на острове Гранд-Жатт» молодого художника Жоржа Сёра, приглашённого Камилем Писсарро. Новое течение в живописи, которое представлял Сёра, вначале причислили к импрессионизму, а позднее назвали неоимпрессионизмом, пуантилизмом и дивизионизмом.

Неоимпрессионизм (/фр./ neoimpressionnisme) – течение в живописи, возникшее во Франции (1886 - конец XIX века). Его основными представителями были Жорж Сёра и Поль Синьяк. Термин ввёл критик Феликс Фенеон (фр. Felix Feneon) в статье для бельгийской газеты «L’art Moderne» («Современное искусство»), чтобы отличать творчество Сёра и Синьяка от импрессионистов. Развивая художественно-эстетические принципы позднего импрессионизма, проявлявшего повышенный интерес к оптическим явлениям в природе, неоимпрессионисты стремились довести до логического завершения эмпирические находки предшественников на основе научных достижений, передать с помощью живописных приемов все богатство оптических эффектов. Главным живописным методом нового течения стал "дивизионизм" – система, основанная на целенаправленном разложении сложного цветового тона на чистые цвета, которые наносились на холст раздельными мазками. На основе дивизионизма Сёра и Синьяк разработали необычную технику письма – "пуантилизм" (point - точка), которая заключалась в том, что краски наносились на полотно в виде маленьких точек и квадратов, которые при восприятии картины с определенного расстояния оптически сливались в сетчатке глаза зрителя в созданные художником формы и образы. Искусство живописи заимствовало научные принципы оптики из исследований химика Эжена Шевреля2 и физика Огдена Н. Руда3.

Впервые полотна неоимпрессионистов были показаны в 1886 г. на выставке "Салона Независимых" и на Восьмой выставке импрессионистов, где были осмеяны критиками и зрителями, но получили поддержку со стороны художников, особенно бельгийских («Группа двадцати»), которые не раз приглашали Сёра и его последователей участвовать в их выставках.

«Неоимпрессионистами называются художники, которые ввели и, начиная с 1886 года, развивали технику так называемого разделения (la division), пользуясь приемом оптического смешения тонов и цветов. Эти художники, которые придерживались неизменных законов искусства: ритма, чувства меры и контраста, пришли к новой технике, желая достигнуть наибольшей силы света, колорита и гармонии, что им казалось невозможным ни при каком другом способе»4, - писал в своей научной работе один из представителей нового направления французской живописи конца XIX – начала XX века, последователь Дега, Моне и Ван Гога, а также друг и единомышленник Жоржа Сёра художник-неоимпрессионист Поль Синьяк.

Поль Синьяк (1863-1935) - французский живописец, график, теоретик искусства. Сначала увлекшись импрессионизмом, Синьяк с 1886 года стал вместе с Жоржем Сёра одним из пропагандистов дивизионизма одного из новых течений, суть которого очень точно определил Писсарро: «Осуществить современный синтез с помощью методов, основанных на достижениях науки, в соответствии с теорией цвета, открытой Шеврелем, на базе опытов Максвелла5 и измерений О. Н. Руда. Замена смеси пигментов оптической смесью. Иными словами: разложение тонов на их компоненты, потому что оптическая смесь дает свет гораздо более яркий, чем смесь пигментов».

В начале 1900-х годов именно Синьяк одним из первых попробовал применять интенсивные цвета, чем предвосхитил фовизм6.

В пейзажах, которые Синьяк написал в конце 1880-х - начале 1890-х годов на юге Франции, нет возвышенной, грандиозной космичности, характерной для Сёра. Синьяк чаще смотрит не с высоты птичьего полета, а с лодки. Рисуя свой родной город, Синьяк еще с начала 80-х годов предпочитал не центр, а окраины (например, «Предместье Парижа»). В его работах, написанных в 90-х годах проявилось и влияние модерна7, в котором художника привлекала возможность графической стилизации, орнаментальность, плоскостно-декоративные решения.

В 1900-е годы художник написал много пейзажей, связанных с его путешествиями в Лондон, Венецию, Голландию, Турцию. Искусствоведы называют венецианские пейзажи Синьяка «декоративными фантазиями», а в голландских видят особое напряжение трудовой жизни. Синьяк интересно работал и в графике. Он был уверен, что горизонтальная линия дает ощущение спокойствия, восходящая – радости, а нисходящая – печали.

Натюрморты Синьяк точно выстраивал. В 1885-1887 годах он написал «Модисток», «Завтрак», чуть позже – «Портрет Феликса Фенеона», «Причесывающихся женщин» и другие картины, в которых на практике воплотил принципы дивизионизма. Увидав на одной из выставок работу Синьяка «Женщины у колодца», Гоген написал о ней: «Все из конфетти».

В письме К. Писсаро (1891 год) Поль Синьяк писал о том, что ни в коей мере не заботится о деньгах и славе, работая с утра до вечера. Он замечал, что может принять упрек лишь в том, что пожертвовал собой ради любимого дела. Интересны также его замечания, сделанные им в предисловии к выставке 23 советских художников (1933 год). Он считал, что картины, наполненные весельем, силой, здоровьем, - лучшая пропаганда для страны.

Поль Синьяк был из тех художников, которые всегда умели видеть. Всю жизнь он ратовал за сохранение «девственности» глаза и утверждал: «Истинное воспитание глаза состоит как раз в том, чтобы сохранить эту свежесть видения. Без нее не видят, а знают... память заменяет восприимчивость. Нет больше эмоций, жизни, разнообразия».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: