Анализ основных произведений

«Две модистки», 1885. На первый взгляд, в этой картине Поль Синьяк продолжает давно укоренившуюся во французской живописи традицию изображения «трудовых будней простых людей». В тематичеком отношении его «Модистки» близки к подобным картинам Дега, часто изображавшего прачек, гладильщиц, швей и прочих тружениц, без чьих усили й были бы невозможны роскошные туалеты, которые с таким упоением писал Ренуар и Моне. Однако если в работах Дега чувствуется живое и теплое дыхание человеческих будней, очарование и грусть поминутно истекающей жизни, то у Синьяка модистки похожи на маленьких «болванчиков», грубо сработанных и никак не индивидуализированных. Вряд ли полное обезличивание героинь входило в замыслы художника. Скорее всего, в этом виновна «переходность» картины. Известно, что художник почти закончил «Модисток» в 1885 году, но, увидев «Воскресенье после полудня на острове Гранд-Жатт» Сёра, счел нужным внести в нее некоторые изменения, которые и придали полотну некоторую топорность.

Синьяк не озабочивается созданием атмосферы мастерской. Если для импрессионистов было важно воссоздание повседневного быта во всех его проявлениях, то наш художник совершенно не заинтересован в этом. Конкретная деталь не занимает его. Так, две шляпы, присутствующие на его картине, отличаются только цветом.

Мы ничего не можем сказать о героинях полотна. Лица одной из них не видно вовсе. Другая так склонила голову, что можно различить только «общие» черты. Модистки Синьяка – это своего рода «не до конца ожившие» манекены. Позы девушек противопоставлены друг другу. Одна из них сидит точно каменное изваяние, другая показана в резком наклоне.

Все детали, присутствующие в композиции, кажутся изготовленными из одного и того же материала. Шляпная картонка, катушки ниток, рулоны лент отличаются друг от друга только формой, но никак не фактурой.

«Завтрак, или Столовая», 1886-1887. Эта картина – известнейшая фигурная композиция Поля Синьяка. Написанная в строгом соответствии с «канонами» пуантилизма, разработанными Жоржем Сёра, она, тем не менее, отличается от картин последнего. Так, действие «Завтрака» происходит в интерьере, тогда как Сёра, как правило, помещал персонажей своих жанровых полотен в пейзаж. С сюжетной точки зрения Синьяк продолжил серию «Завтраков», получивших широкое распространение во французской живописи второй половины XIX века.

Но не сюжет, а композиция главенствует в картине. Три фигуры, предметы, стол с белой скатертью - суть лишь поверхности, на которых художник демонстрирует то, что сам определил как технику «чистых, отдельных, сбалансированных, оптически смешанных в соответствии с обоснованным методом красок». Расположение против света дает возможность эксперементировать с тенями. На зеркальной поверхности стола светотень исчезает, уступая место цветным теням, которые отражают и передают окраску предметов, их отбрасывающих.

Гардины, обрамляющие окно, создают как бы «нечаянную» овальную раму для женщины, сидящей за столом. Свет, падающий из окна, делает контуры ее фигуры более четкими. Чаша застыла, поднесенная ко рту. Автор даже не обещает нам никакого дальнейшего движения.

Детали в «Завтраке» прописаны более тщательно, чем в «Модистках», однако и они не оставляют впечатления «настоящих». Зрителя не оставляет ощущение, что предметы посуды, салфетка, спичечный коробок – это все некая бутафория, папье-маше.

«Песчаный берег моря в Сен-Бриак», 1890. Картина интересна своими живописными достоинствами. В ее осное лежит простая, легко вычленяемая даже неискушенным зрителем схема. Диагональная линия холма делит полотно на две почти равные части. Точка пересечения береговой линии с линией холма отмечает центр композиции. Линия моря возле противоположного берега почти параллельна нижнему краю холста. Соотношение цветов здесь также предельно простое и ясное.

Небо, почти белое у горизонта, к верхнему краю полотна заметно темнеет, что придает ему особую глубину. На дальнем берегу виднеются едва различимые домики и французский флаг, развевающийся на флагштоке. Пейзаж оживляет куст репейника на переднем плане, отбрасывающий четкую лиловую тень на песок.

Картина «Песчаный берег моря в Сен-Бриак», или просто «Песчаный берег моря», была написана Полем Синьяком в 1890 году. Она является примером практического осуществления метода неоимпрессионистов. Подобный мотив характерен и для импрессионистов, но им не было свойственно такое упорядочение живописной фактуры, напоминающей работу мозаичиста. В картине изображен залив Сен-Бриака с пологими песчаными холмами. Бледно-желтыми точечными мазками Синьяк пишет песчаный склон, поросший чертополохом, который передан сине-зелеными точками. Тени, падающие от него на песок, художник изображает лилово-голубыми мазками. В передаче моря и неба доминируют синие точки, но нельзя не заметить и желтоватых цветов, вкрапливаемых в синюю гамму. Немалое внимание Синьяк уделяет композиции, четко разделяя ее диагональю пополам, благодаря чему картина обретает простоту, ясность и монументальность, не свойственную произведениям импрессионистов. Полотну присуща и особая музыкальность. Совсем не случайно он пометил свою картину внизу надписью «Ор. 212». Подобную музыкальную нумерацию имели почти все работы живописца. Синьяк не любил грязных и тусклых оттенков, используя в своей живописи только чистые цвета спектра, не смешивая их предварительно на палитре. С помощью мазков синего, лилового, желтого художник точно воспроизводит особенности освещения. Помимо цвета не меньшее значение Синьяк уделяет и линии, опираясь при этом на теоретические изыскания поэта и ученого Шарля Анри, пытавшегося в своих работах установить соответствие между линией, цветом и теми эмоциями, которые они вызывают. На рационалистический характер поисков Синьяка указывает его стремление последовательно и методически приложить к искусству данные современных научных открытий в области оптики. Стремление упорядочить живописный мазок и уподобить его форму точке дало неоимпрессионизму еще одно название – пуантилизм (от фр. point – точка). Приемы, которые художник использовал в своих картинах, не позволяли ему работать на натуре. Он отдавал предпочтение мастерской.

«Портрет Феликса Фенеона на эмалевом фоне, ритмизованном размерами и углами, тонами и красками», 1890. Синьяк писал портреты довольно редко, уделяя основное внимание пейзажу. Тем не менее, среди его работ можно найти несколько портретов, свидетельствующих о том, что этот жанр занимал в его творчестве особое место. Главная черта портретов Поля Синьяка заключается в том, что в них нет даже претензии на психологичность, на проникновение во внутренний мир модели. Работая над портретом, художник имел в виду лишь декоративный эффект. В подобной манере выполнен и «Портрет Феликса Фенеона». Уговаривая Феликса (он был одним из немногих критиков, «благославивших» неоимпрессионизм) позировать, Синьяк так описывал будущую картину: «Это будет не банальный портрет, а очень скомпонованная, упорядоченная по линии и цвету картина… Феликс декоративный». К слову, самому Фенеону портрет не понравился. «Он не принадлежит к числу лучших работ Синьяка, - говорил впоследствии критик, - в 1890 году он меня еще недостаточно знал».

«Папский дворец в Авиньоне», 1900. Конец 1890-х ознаменован отказом Синьяка от мелкой точки. Уже в 1895 году он пишет: «Я все больше и больше ненавижу мелкую точку и сухость». Спустя два года он окончательно убеждается в правильности выбранного им «курса». Рассматривая «Натурщиц» Сёра, Поль Синьяк отмечает: «Разделение в картине чрезмерно, мазок слишком мал. Это придает нечто механистическое и мелкое этой прекрасной вещи. Мы хорошо сделали, укрупнив нашу фактуру». «Папский дворец в Авиньоне напоминает собой мозаику, сложенную из «кирпичиков» чистого цвета. Эти «кирпичики» придают картине особую декоративность и в то же время прозрачность, свойственную лучшим зрелым вещам художника.

Мелкие мазки чистого цвета зрительно сливаются в единый образ, запечатлевший папский дворец в Авиньоне. Слева виден знаменитый Авиньонский мост, его очертания рождаются из соединения оттенков зеленого цвета. Приверженец техники пуантиллизма Жоржа Сёра, Синьяк помещает дополнительные цвета спектра рядом друг с другом, не смешивая оттенки. В результате нашему взору предстает ряд мелких пятнышек, которые сливаются вместе на определенном расстоянии. Синьяк использовал живописные находки импрессионистов, которые учитывали изменения цвета при различных эффектах освещения. Так, фиолетовые и розовые оттенки, преобладающие в картине, напоминают о знаменитых видах руанского собора Клода Моне.

В рассматриваемой работе Полю Синьяку удалось удивительно точно передать глубину вечернего неба, где сплетаются розовые, сизые и зеленые облака. Окрашенные лучами заходящего солнца башни дворца больше напоминают мираж, сказочный замок, чем реальное строение, возведенное из камня. На низкие берега, поросшие кустарником, же спустились сумерки, поэтому здесь преобладают холодные тона.

Река Рона, на берегу которой стоит папский дворец, является одной из самых полноводных рек Франции. Художник еще больше «расширяет» ее, не показывая зрителю ближнего берега.

«Сосна Берто. Сен-Тропе», 1909. Как и «Папский дворец в Авиньоне», «Сосна в Сен-Тропе» написана крупными мазками чистого цвета. Однако, если в первой работе разнонаправленность этих мазков была не слишком очевидна, то здесь мазки расположены в самых разных «позах». Некоторые из них «карабкаются» вверх по стволу сосны, другие повторяют наклон ветвей дерева, третьи, сталкиваясь друг с другом, создают эффект «бегучести» облаков. Обращает на себя внимание и звучность этого полотна. Ритмы и колорит картины подчинены не только строгому расчету, но и эмоции, чувству.

В центре картины художник изображает дерево с развесистой кроной, занимающее почти все пространство холста. Раскинувшись на фоне голубого неба, крона словно подчиняет все окружение своему движению. Вместо точечных мазков одинаковой формы Синьяк, усложняя живописную фактуру, придает им разнообразную форму и направленность: мазки то стелются по земле, то вытягиваются, передавая гибкость ветвей.

Зеленоватое небо, написанное «сталкивающимися» крупными мазками, вызывает ассоциацию с куполом, поддерживаемым мощной «кариатидой» - сосной. Деревья, помещенные справа от нее, написаны в холодных тонах, тогда как растительность, изображенная слева сверкает теплыми насыщенными тонами. Талант колориста, так долго скрываемый живописцем под маской неоимпресионистической сдержанности, в этой работе проявился в полную силу.

Работа раздельным мазком, похожим на мозаичную смальту, послужила поводом для еще одного названия неоимпрессионизма – дивизионизм (от фр. diviser – разделять). Меняется и колористическая гамма: вместо пастельных тонов, характерных для более ранних работ, появляются звучные контрасты синего, голубого, желтого, фиолетового, сиреневого, красного, при этом их сочетание дается в точном соответствии с хроматической шкалой и законами построения гармоничной цветовой гаммы. Так, желтые мазки соседствуют с оранжевыми, оранжевые с красными, зеленые переходят, с одной стороны, к желтым, а с другой, к синим. Создать подобный пейзаж на натуре было бы невозможно. Считая работу на пленэре «своего рода рабством», Синьяк предпочитал писать такие произведения в своем ателье, часто при искусственном освещении. Все элементы реальности художник подчиняет решению декоративных задач, не пытаясь при этом воссоздавать, как это делали импрессионисты, эффекты реального освещения, а как бы вновь создавая все цвета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: