Ценности современного яппи (на материале романа С.Минаева «Духless»)

Ценностные ориентиры современного российского общества претерпели значительные изменения. Данная проблема становится предметом обсуждений многих отраслей гуманитарного знания. Эта рефлексия находит свое отражение и в художественной литературе. Нами предпринята попытка сформулировать ценности современного яппи на материале романа С. Минаева «Духless».

Яппи – (англ. yuppie, yuppi, сокр. от y(oung) — молодой, u(rban) — городской, p(rofessional) — профессиональный, p(erson) — личность), в США — преуспевающий молодой человек, получивший хорошее образование. Яппи живет и работает, как правило, в большом городе, стремится сделать профессиональную карьеру, добиться высокого положения в обществе. В России также появляется эта социальная прослойка молодых людей, которые работают в совместных фирмах, и, вследствие этого, перенимают стиль поведения, манеры, речевые особенности и, в целом, ценности западных яппи.

Перечень ценностей современного яппи достаточно ограничен. На первое место выходит финансовая состоятельность человека, которая измеряется наличием ряда конкретных вещей: большая квартира, дорогая престижная машина, в частности, одежды и аксессуаров известных брендов Прадо, Гуччи, Vuitton.

Свободное время яппи проводят в постоянных тусовках в пафосных клубах: Мы сидим в «Vogue Cafe» в одном из самых популярных московских заведений.

Межличностные отношения отличаются поверхностностью и неискренностью, в новой системе ценностей нет ни дружбы, ни любви: Я сижу со своим знакомым Тимуром, одним из тех знакомых, которых все по привычке называют друзьями, хотя, конечно, никакие они не друзья, а просто люди, которым ты звонишь, когда тебе нечем занять вечер.

Отношение к труду в новой системе ценностей также поменялось. Можно сказать, что труд сегодня не в моде. Особо ценится получение максимальной прибыли при минимальных трудозатратах: Топ-менеджмент получал ломовые бонусы, неимоверные командировочные и воровал бюджеты. В общем, бизнес был построен как положено.

Современные яппи с большим скепсисом относятся к «вечным русским ценностям» и нарочито нарушают и ломают их, однако рано или поздно многие из них задумываются: «Какие ценности из тех, в которые свято верили наши деды, можно было теперь воспринимать всерьез? Патриотизм, религия, империя, семья, святыня брака, чинная солидарность, продолжение рода, воспитание, честь, дисциплина — теперь каждый в мгновение ока мог поставить все это под сомнение. Но к чему приходишь, отвергнув такие непреложности?»


О. А. Михайлова

Образ ближайшего будущего: значимые ценности студентов-первокурсников (по материалам анкетирования)

Цель исследования – выявить ценностные предпочтения студенческой молодежи. Ответы первокурсников на открытый вопрос анкеты позволяют выявить индивидуальные и коллективные ценностные ожидания в планируемом реальном или воображаемом будущем.

Выделены две группы понятий, связанных с коллективными, присущими русской интеллигенции ценностями. Социально-политические ценности, связанные с жизнью государства, представлены единичными ответами. Духовно-нравственные ценностные ориентиры представлены наиболее близкими студентам понятиями, выраженными частотными абстрактными существительными: любовь, свобода, духовность, счастье.

Значимыми остаются для молодых людей интеллектуальные ценности, о чем свидетельствуют отмеченные в анкетах ключевые слова знание, наука, понимание. Типичной для первокурсников является группа ответов, включающих ценностные высказывания о необходимости изучения иностранного языка. Под влиянием социально-экономических причин происходят сдвиги в значениях слов с оценочной семантикой, характеризующей нравственные человеческие качества. У ряда слов, например достойный, успешный, появляются прагматичные оттенки.

Главное место в системе ценностей занимают личные ценности, связанные с собственным Я. В ядре ценностной системы молодежи находятся самореализация и материальное благополучие, материальный достаток, что обусловлено смысловыми доминантами современной эпохи.

Проведенное исследование показывает, что ценностная система студентов-первокурсников, будущей интеллигенции, – это не монолит, а мозаика. Прихотливая мозаичность ценностного мира складывается из сочетания традиционных (ориентированных на духовность) и условно новых ценностей, которые не артикулировались, но существовали.


Нгуен Тхе Хунг


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: