Л. С. Выготский «Мышление и речь» (глава 7: Мысль и слово)

В конспекте должно быть отражено:

§ сущность принципа анализа по единицам, предложенного Л. С. Выготским, в отличие от метода анализа по элементам;

§ положение о развитии значений слов в онтогенезе и в процессе функционирования зрелой мысли;

§ динамическая природа отношений между мыслью и словом;

§ понятия «семантическая сторона речи» и «фазическая сторона речи», «грамматика мысли» и «грамматика слов», «синтаксис словесных значений» и «синтаксис слов», указав, как соотносятся названные термины;

§ основные закономерности развития фазической и семантической стороны речи в онто­генезе;

§ несовпадение фазической и семантической стороны речи в функционировании зрелой мысли: понятия «психологическое подлежащее» и «психологическое сказуемое», их отличие от грам­матического подлежащего и грамматического сказуемого; приведите конкретные примеры;

§ три трактовки понятия «внутренняя речь», критикуемые Л. С. Выготским: обязательно ука­жите, кем была предложена соответствующая трактовка; сущность этой трактовки; кри­тика Л. С. Выготского;

§ общая сравнительная характеристика внутренней и внешней речи: их функции, связь функции и структуры речи;

§ генетический метод исследования внутренней речи, разработанный Л. С. Выготским: преимущества изучения эгоцентрической речи для понимания природы и специфики внутренней речи;

§ формирование внутренней речи в онтогенезе: эгоцентрическая речь как генетически ран­ние этапы в развитии внутренней речи; общий закон развития всех высших психических функций;

§ полемика Л. С. Выготского и Ж. Пиаже о функциях и судьбе эгоцентрической речи;

§ три особенности эгоцентрической речи, выделенные Ж. Пиаже;

§ описание порождения и восприятия речи;

§ роль мотива в процессе речемыслительной деятельности;

§ общая схема трех серий экспериментального исследования внутренней речи Л. С. Выгот­ским: условия проведения эксперимента, результаты и их интерпретация;

§ общий вывод о природе эгоцентрической речи, сделанный Л. С. Выготским в результате ее экспериментального исследования;

§ специфика синтаксической стороны внутренней речи в сравнении с двумя формами внеш­ней речи – устной диалогической и письменной монологической:

§ раскройте, в чем состоит сущность абсолютной предикативность внутренней речи и чем она обусловлена;

§ раскройте, в чем состоит сущность тенденции к предикативности устной диалоги­чес­кой речи и чем она обусловлена; приведите конкретные примеры;

§ раскройте, в чем состоит сущность максимальной развернутости (недопустимой пре­ди­кативности) письменной монологической речи и чем она обусловлена;

§ специфика семантической стороны внутренней речи в сравнении с внешней речью:

§ преобладание смыла над значением: определение смысла, сравнение сущности смы­с­ла слова и значения слова, отношения между значением слова и смыслом слова; приведите конкретные примеры;

§ агглютинация как механизм соединения слов во внутренней речи: формальный и семантический аспект агглютинации; примеры агглютинации во внешней речи;

§ вливание смыслов: как это отражается на семантике внутренней речи; примеры вли­ва­ния смыслов во внешней речи;

§ идиоматичность семантики внутренней речи; возможно ли это во внешней речи;

§ итоговое сравнение внутренней и внешней речи, объясняющее возможность возник­но­ве­ния во внешней речи признаков, специфичных для речи внутренней;

§ сущность процесса перехода от внутренней речи к внешней (процесс порождения речи) и от внешней речи к внутренней (процесс восприятия речи);

§ динамическая природа мыслительного процесса; понятие единицы мысли и единиц речи;

§ вариативность процессов порождения речи, предложенная Л. С. Выготским.

Л. П. Якубинский «О диалогической речи»

В конспекте должно быть отражено:

§ сущность функционального подхода к изучению речевой деятельности, предложенного Л. П. Якубинским: значимость социальных и психологических факторов;

§ принципы классификации форм речи;

§ социально наиболее значимые сочетания форм речевого высказывания;

§ нетипичные сочетания форм речевого высказывания;

§ сравнительная характеристика диалогической и монологической форм речи в разных ас­пек­тах – темп речи, композиция, возможность осуществлять планирование на до­вер­баль­ных этапах порождения речи; характеристика «классического» монолога, «класси­чес­ко­го» диалога, беседы; степень сложности языковых средств; предмет контроля;

§ дифференцированная характеристика роли зрительного и слухового восприятия при не­по­средственной форме общения;

§ естественность диалога и искусственность монолога: аргументы, приводимые Л. В. Щер­бой и Л. П. Якубинским; условия, обеспечивающие реализацию монологической формы речи;

§ роль апперцепции в процессе восприятия речи: понятие апперципирующей массы и ее струк­тура; факторы, обусловливающие неполное понимание речи; факторы, облег­ча­ю­щие понимание речи;

§ понятие бытового шаблона: природа связи между речевым высказыванием и речевой си­ту­ацией;

§ понятие речевого автоматизма: простое и сложное волевое действие; речь в привычной / не­привычной среде; речь с использованием привычных / непривычных элементов; связь ре­чевого автоматизма с диалогической формой речи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: