В конспекте должно быть отражено:
§ сущность принципа анализа по единицам, предложенного Л. С. Выготским, в отличие от метода анализа по элементам;
§ положение о развитии значений слов в онтогенезе и в процессе функционирования зрелой мысли;
§ динамическая природа отношений между мыслью и словом;
§ понятия «семантическая сторона речи» и «фазическая сторона речи», «грамматика мысли» и «грамматика слов», «синтаксис словесных значений» и «синтаксис слов», указав, как соотносятся названные термины;
§ основные закономерности развития фазической и семантической стороны речи в онтогенезе;
§ несовпадение фазической и семантической стороны речи в функционировании зрелой мысли: понятия «психологическое подлежащее» и «психологическое сказуемое», их отличие от грамматического подлежащего и грамматического сказуемого; приведите конкретные примеры;
§ три трактовки понятия «внутренняя речь», критикуемые Л. С. Выготским: обязательно укажите, кем была предложена соответствующая трактовка; сущность этой трактовки; критика Л. С. Выготского;
|
|
§ общая сравнительная характеристика внутренней и внешней речи: их функции, связь функции и структуры речи;
§ генетический метод исследования внутренней речи, разработанный Л. С. Выготским: преимущества изучения эгоцентрической речи для понимания природы и специфики внутренней речи;
§ формирование внутренней речи в онтогенезе: эгоцентрическая речь как генетически ранние этапы в развитии внутренней речи; общий закон развития всех высших психических функций;
§ полемика Л. С. Выготского и Ж. Пиаже о функциях и судьбе эгоцентрической речи;
§ три особенности эгоцентрической речи, выделенные Ж. Пиаже;
§ описание порождения и восприятия речи;
§ роль мотива в процессе речемыслительной деятельности;
§ общая схема трех серий экспериментального исследования внутренней речи Л. С. Выготским: условия проведения эксперимента, результаты и их интерпретация;
§ общий вывод о природе эгоцентрической речи, сделанный Л. С. Выготским в результате ее экспериментального исследования;
§ специфика синтаксической стороны внутренней речи в сравнении с двумя формами внешней речи – устной диалогической и письменной монологической:
§ раскройте, в чем состоит сущность абсолютной предикативность внутренней речи и чем она обусловлена;
§ раскройте, в чем состоит сущность тенденции к предикативности устной диалогической речи и чем она обусловлена; приведите конкретные примеры;
§ раскройте, в чем состоит сущность максимальной развернутости (недопустимой предикативности) письменной монологической речи и чем она обусловлена;
|
|
§ специфика семантической стороны внутренней речи в сравнении с внешней речью:
§ преобладание смыла над значением: определение смысла, сравнение сущности смысла слова и значения слова, отношения между значением слова и смыслом слова; приведите конкретные примеры;
§ агглютинация как механизм соединения слов во внутренней речи: формальный и семантический аспект агглютинации; примеры агглютинации во внешней речи;
§ вливание смыслов: как это отражается на семантике внутренней речи; примеры вливания смыслов во внешней речи;
§ идиоматичность семантики внутренней речи; возможно ли это во внешней речи;
§ итоговое сравнение внутренней и внешней речи, объясняющее возможность возникновения во внешней речи признаков, специфичных для речи внутренней;
§ сущность процесса перехода от внутренней речи к внешней (процесс порождения речи) и от внешней речи к внутренней (процесс восприятия речи);
§ динамическая природа мыслительного процесса; понятие единицы мысли и единиц речи;
§ вариативность процессов порождения речи, предложенная Л. С. Выготским.
Л. П. Якубинский «О диалогической речи»
В конспекте должно быть отражено:
§ сущность функционального подхода к изучению речевой деятельности, предложенного Л. П. Якубинским: значимость социальных и психологических факторов;
§ принципы классификации форм речи;
§ социально наиболее значимые сочетания форм речевого высказывания;
§ нетипичные сочетания форм речевого высказывания;
§ сравнительная характеристика диалогической и монологической форм речи в разных аспектах – темп речи, композиция, возможность осуществлять планирование на довербальных этапах порождения речи; характеристика «классического» монолога, «классического» диалога, беседы; степень сложности языковых средств; предмет контроля;
§ дифференцированная характеристика роли зрительного и слухового восприятия при непосредственной форме общения;
§ естественность диалога и искусственность монолога: аргументы, приводимые Л. В. Щербой и Л. П. Якубинским; условия, обеспечивающие реализацию монологической формы речи;
§ роль апперцепции в процессе восприятия речи: понятие апперципирующей массы и ее структура; факторы, обусловливающие неполное понимание речи; факторы, облегчающие понимание речи;
§ понятие бытового шаблона: природа связи между речевым высказыванием и речевой ситуацией;
§ понятие речевого автоматизма: простое и сложное волевое действие; речь в привычной / непривычной среде; речь с использованием привычных / непривычных элементов; связь речевого автоматизма с диалогической формой речи.