Часть I

(лекции)

1. История возникновения психолингвистики. Понимание предмета психолингвистики на раз­ных этапах ее развития.

2. Лингвистические основы психолингвистики. Значение концепции Л. В. Щербы для пси­хо­лингвистики: три аспекта языковых явлений, их взаимосвязь, понятие психо­фи­зи­о­ло­ги­чес­кой речевой организации индивида.

3. Психологические основы психолингвистики: основные положения теории деятельности А. Н. Ле­онтьева.

4. Психологические основы психолингвистики: значение культурно-исторической кон­цеп­ции Л. С. Выготского для изучения речевой деятельности и языковой способности.

5. Физиологические основы психолингвистики: основные положения теории физиоло­ги­чес­кой активности Н. А. Бернштейна.

6. Понятие речевой деятельности. Специфика речевой деятельности: коммуникативный, зна­ковый и информационный характер.

7. Вопрос о природе языковой способности: конструктивизм, радикальный нативизм, умеренный нативизм.

8. Общая характеристика языковой способности. Факторы, обусловливающие развитие язы­ко­вой способности в онтогенезе.

9. Основные положения учения Л. С. Выготского о внутренней речи. Значение учение Л. С. Выготского о внутренней речи для психолингвистики.

10. Значение трудов Н. И. Жинкина для понимания внутренней речи. Теория универсально-пред­метного кода.

11. Моделирование процессов речепроизводства в психолингвистике. Значение трудов оте­чественных психологов и лингвистов для понимания процессуального характера рече­про­из­водства.

12. Стадиальный характер речепроизводства (модель А. А. Леонтьева). Характеристика этапа внутреннего программирования.

13. Стадиальный характер речепроизводства (модель А. А. Леонтьева). Характеристика этапа грамматико-семантической реализации внутренней программы.

14. Контроль в процессе порождения речи. Уровневое построение психических процессов и уровни осознаваемости (теория А. Н. Леонтьева и А. А. Леонтьева).

15. Общая характеристика процесса восприятия речи как одного из видов восприятия. Признаки, свойственные восприятию любого объекта.

16. Специфика восприятия речи. Восприятие речи как опосредованное восприятие дейст­ви­тельности. Восприятие устной и письменной речи Понятие разной глубины восприятия.

17. Активный характер процесса восприятия. Виды прогнозирования в процессе восприятия речи.

18. Понимание текста. Динамический характер понимания текста. Факторы, определяющие различное понимание текста. Цельность и связность текста как две взаимообусловленные характеристики.

19. Развитие мышления и речи в онтогенезе: доинтеллектуальная стадия развития речи и доречевая стадия развития интеллекта; формирование речевого мышления в онтогенезе.

20. Творческий характер овладения языком. Доречевой этап развития языковой способности: протоязык, гуление, лепет.

21. Язык ребенка как целостная самостоятельная система со своими единицами и правилами. Понятие временной языковой системы. Этапы овладения грамматикой.

22. Основные закономерности развития фонетического компонента языковой способности в онтогенезе. Понятие фонематического (фонологического) слуха и его формирование в онтогенезе.

23. Общие закономерности овладения лексическим значением слова в онтогенезе. Овладение знаковой природой слова, его денотативным и сигнификативным аспектами.

24. Словообразовательные инновации в детской речи. Причины появления словооб­ра­зо­ва­тель­ных инноваций.

25. Развитие текстовой компетенции в онтогенезе. Зависимость способности порождать текст от уровня развития языковой способности, формирования внутренней речи и уров­ня развития языковой личности.

26. *Специализация и взаимодействие левого и правого полушарий в процессах речевой деятельности. Исследование проблемы асимметрии мозговой организации речевой дея­тель­нос­ти методом унилатерального шока. «Левополушарная» и «правополушарная» стратегии речевой деятельности.[5]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: