(лекции)
1. История возникновения психолингвистики. Понимание предмета психолингвистики на разных этапах ее развития.
2. Лингвистические основы психолингвистики. Значение концепции Л. В. Щербы для психолингвистики: три аспекта языковых явлений, их взаимосвязь, понятие психофизиологической речевой организации индивида.
3. Психологические основы психолингвистики: основные положения теории деятельности А. Н. Леонтьева.
4. Психологические основы психолингвистики: значение культурно-исторической концепции Л. С. Выготского для изучения речевой деятельности и языковой способности.
5. Физиологические основы психолингвистики: основные положения теории физиологической активности Н. А. Бернштейна.
6. Понятие речевой деятельности. Специфика речевой деятельности: коммуникативный, знаковый и информационный характер.
7. Вопрос о природе языковой способности: конструктивизм, радикальный нативизм, умеренный нативизм.
8. Общая характеристика языковой способности. Факторы, обусловливающие развитие языковой способности в онтогенезе.
|
|
9. Основные положения учения Л. С. Выготского о внутренней речи. Значение учение Л. С. Выготского о внутренней речи для психолингвистики.
10. Значение трудов Н. И. Жинкина для понимания внутренней речи. Теория универсально-предметного кода.
11. Моделирование процессов речепроизводства в психолингвистике. Значение трудов отечественных психологов и лингвистов для понимания процессуального характера речепроизводства.
12. Стадиальный характер речепроизводства (модель А. А. Леонтьева). Характеристика этапа внутреннего программирования.
13. Стадиальный характер речепроизводства (модель А. А. Леонтьева). Характеристика этапа грамматико-семантической реализации внутренней программы.
14. Контроль в процессе порождения речи. Уровневое построение психических процессов и уровни осознаваемости (теория А. Н. Леонтьева и А. А. Леонтьева).
15. Общая характеристика процесса восприятия речи как одного из видов восприятия. Признаки, свойственные восприятию любого объекта.
16. Специфика восприятия речи. Восприятие речи как опосредованное восприятие действительности. Восприятие устной и письменной речи Понятие разной глубины восприятия.
17. Активный характер процесса восприятия. Виды прогнозирования в процессе восприятия речи.
18. Понимание текста. Динамический характер понимания текста. Факторы, определяющие различное понимание текста. Цельность и связность текста как две взаимообусловленные характеристики.
19. Развитие мышления и речи в онтогенезе: доинтеллектуальная стадия развития речи и доречевая стадия развития интеллекта; формирование речевого мышления в онтогенезе.
|
|
20. Творческий характер овладения языком. Доречевой этап развития языковой способности: протоязык, гуление, лепет.
21. Язык ребенка как целостная самостоятельная система со своими единицами и правилами. Понятие временной языковой системы. Этапы овладения грамматикой.
22. Основные закономерности развития фонетического компонента языковой способности в онтогенезе. Понятие фонематического (фонологического) слуха и его формирование в онтогенезе.
23. Общие закономерности овладения лексическим значением слова в онтогенезе. Овладение знаковой природой слова, его денотативным и сигнификативным аспектами.
24. Словообразовательные инновации в детской речи. Причины появления словообразовательных инноваций.
25. Развитие текстовой компетенции в онтогенезе. Зависимость способности порождать текст от уровня развития языковой способности, формирования внутренней речи и уровня развития языковой личности.
26. *Специализация и взаимодействие левого и правого полушарий в процессах речевой деятельности. Исследование проблемы асимметрии мозговой организации речевой деятельности методом унилатерального шока. «Левополушарная» и «правополушарная» стратегии речевой деятельности.[5]