Экспериментальный метод исследования словообразовательных связей в сознании носителей языка (методика Л. В. Сахарного). Механизмы образования слов в процессе речепроизводства. Причины появления в речи словообразовательных неологизмов. Потенциальное и окказиональное словообразование. Факторы, способствующие функционированию производного слова как целостной номинации. Причины актуализации деривационных связей производного слова. Словообразовательный анализ словообразовательных неологизмов. Языковая игра (приписывание слову ложной внутренней формы). Актуализация внутренней формы как механизм «народной этимологии».
Обратите внимание!
1. Подготовьте дифференцированный анализ каждого эксперимента, проведенного Л. В. Сахарным по следующему плану:
– цель эксперимента;
– исходная гипотеза;
– контингент испытуемых: почему были выбраны именно такие испытуемые; как это связано с целью эксперимента;
– методика проведения эксперимента;
– описание результатов;
– интерпретация результатов эксперимента.
2. Подберите самостоятельно примеры языковой игры и проанализируйте их.
Литература:
1. Горелов И. Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики. М.,2005 (обязательная). Глава I, § 3 «Словообразование в речевой деятельности».
2. Норман Б. Ю. Грамматика говорящего. СПб., 1994 (обязательная):
– глава 3: «Взгляд на слово изнутри»;
– глава 4: «Звуковые тряпочки слов».
3. Сахарный Л. В. Психолингвистические аспекты теории словообразования. Л., 1985 (дополнительная).
4. Норман Б. Ю. Игра на гранях языка. М., 2006 (дополнительная).
Тема 8. «Коммуникация события» и «коммуникация отношения»
Синтагматические и парадигматические связи. Наглядно-образное мышление как основа «коммуникации события». Логическое мышление как основа «коммуникации отношений». Понятие паратаксиса и гипотаксиса. Специфика лингвистической и психологической структуры «коммуникации события» и «коммуникации отношения». Основные виды парадигматического типа организации речи: обратимые конструкции (брат отца / отец брата; круг под крестом / крест под кругом; круг в квадрате / квадрат в круге; Я прочитал газету перед тем, как позавтракал / Я позавтракал перед тем, как прочитал газету); сравнительные конструкции (Оля светлее Кати, но темнее Светы); порядок слов; смысловая инверсия; пассивные конструкции; сложные «гипотактические» синтаксические конструкции (Дом. Который построил Джек…).
Обратите внимание!
Проанализируйте, в чем именно проявляется пара дигматический тип организации речи что в каждом конкретном виде. Докажите, что понимание смысла соответствующих синтаксических конструкций требует определенного преобразования.
Литература:
Лурия А. Р. Язык и сознание. – М., 1979 (1998). Лекция IX: «Сложные формы речевого высказывания. Парадигматические компоненты в синтагматических структурах» – конспект.
Тема 9. Эксперимент как основной метод исследования в психолингвистике. [4]
Место эксперимента в системе научных методов. Понятие прямых и косвенных методик. Проблема объективного и субъективного выбора испытуемых. Экспериментальные методы исследования семантики слова: свободный ассоциативный эксперимент; направленный ассоциативный эксперимент; метод «семантического дифференциала»; метод кластерного анализа (метод свободой классификации); метод толкования слова; изменение степени смысловой близости слов по методике А. Р. Лурия и О. С. Виноградовой. Экспериментальные методы исследования понимания текста: семантическое свертывание текста; анализ понимания текста методом «набор ключевых слов».
Обратите внимание!
Объясните, какие задачи решаются с помощью каждого конкретного экспериментального метода.
Литература:
1. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. М., 2005. Глава 4: «Методы психолингвистики» (обязательная).
2. Сахарный Л. В. Ведение в психолингвистику. Л., 1989 (дополнительная):
– лекция XI: «Общие замечания об эксперименте. Экспериментальное изучение слова и группы слов»;
– лекция XII: «Экспериментальное изучение слова и группы слов (продолжение)»;
– лекция XIII: «Экспериментальное изучение предложения и развернутого текста».
3. Фрумкина Р. М. Психолингвистика: учебное пособие. М., 2006.
ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ КОНСПЕКТОВ