Тема 7. Психолингвистический аспект словообразования

Экспериментальный метод исследования словообразовательных связей в сознании но­сителей языка (методика Л. В. Сахарного). Механизмы образования слов в процессе рече­про­изводства. Причины появления в речи словообразовательных неологизмов. Потенциальное и окказиональное словообразование. Факторы, способствующие функционированию производ­ного слова как целостной номинации. Причины актуализации деривационных связей произ­водного слова. Словообразовательный анализ словообразовательных неологизмов. Языковая игра (приписывание слову ложной внутренней формы). Актуализация внутренней формы как механизм «народной этимологии».

Обратите внимание!

1. Подготовьте дифференцированный анализ каждого эксперимента, проведенного Л. В. Са­харным по следующему плану:

– цель эксперимента;

– исходная гипотеза;

– контингент испытуемых: почему были выбраны именно такие испытуемые; как это связано с целью эксперимента;

– методика проведения эксперимента;

– описание результатов;

– интерпретация результатов эксперимента.

2. Подберите самостоятельно примеры языковой игры и проанализируйте их.

Литература:

1. Горелов И. Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики. М.,2005 (обязательная). Глава I, § 3 «Словообразование в речевой деятельности».

2. Норман Б. Ю. Грамматика говорящего. СПб., 1994 (обязательная):

– глава 3: «Взгляд на слово изнутри»;

– глава 4: «Звуковые тряпочки слов».

3. Сахарный Л. В. Психолингвистические аспекты теории словообразования. Л., 1985 (дополнительная).

4. Норман Б. Ю. Игра на гранях языка. М., 2006 (дополнительная).

Тема 8. «Коммуникация события» и «коммуникация отношения»

Синтагматические и парадигматические связи. Наглядно-образное мышление как ос­нова «коммуникации события». Логическое мышление как основа «коммуникации отно­ше­ний». Понятие паратаксиса и гипотаксиса. Специфика лингвистической и психологической структуры «коммуникации события» и «коммуникации отношения». Основные виды пара­дигматического типа организации речи: обратимые конструкции (брат отца / отец брата; круг под крестом / крест под кругом; круг в квадрате / квадрат в круге; Я прочитал газету перед тем, как позавтракал / Я позавтракал перед тем, как прочитал газету); срав­ни­тельные конструкции (Оля светлее Кати, но темнее Светы); порядок слов; смысловая ин­версия; пассивные конструкции; сложные «гипотактические» синтаксические конструкции (Дом. Который построил Джек…).

Обратите внимание!

Проанализируйте, в чем именно проявляется пара ­ дигматический тип организации речи что в каждом конкретном виде. Докажите, что понимание смысла соответствующих синтаксических конструкций требует определенного преобразования.

Литература:

Лурия А. Р. Язык и сознание. – М., 1979 (1998). Лекция IX: «Сложные формы речевого высказывания. Парадигматические компоненты в синтагматических структурах» – конспект.

Тема 9. Эксперимент как основной метод исследования в психолингвистике. [4]

Место эксперимента в системе научных методов. Понятие прямых и косвенных мето­дик. Проблема объективного и субъективного выбора испытуемых. Экспериментальные ме­то­ды исследования семантики слова: свободный ассоциативный эксперимент; направленный ассоциативный эксперимент; метод «семантического дифференциала»; метод кластерного ана­лиза (метод свободой классификации); метод толкования слова; изменение степени смыс­ло­вой близости слов по методике А. Р. Лурия и О. С. Виноградовой. Экспериментальные ме­то­ды исследования понимания текста: семантическое свертывание текста; анализ понимания тек­ста методом «набор ключевых слов».

Обратите внимание!

Объясните, какие задачи решаются с помощью каждого конкретного экспери­мен­тального метода.

Литература:

1. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. М., 2005. Глава 4: «Методы психолинг­вис­тики» (обязательная).

2. Сахарный Л. В. Ведение в психолингвистику. Л., 1989 (дополнительная):

– лекция XI: «Общие замечания об эксперименте. Экспериментальное изуче­ние слова и группы слов»;

– лекция XII: «Экспериментальное изучение слова и группы слов (продол­же­ние)»;

– лекция XIII: «Экспериментальное изучение предложения и развернутого текста».

3. Фрумкина Р. М. Психолингвистика: учебное пособие. М., 2006.

ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ КОНСПЕКТОВ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: