(практические занятия)
27. Понимание внутренней речи Л. С. Выготским. Специфика фазической (синтаксической и фонетической) стороны внутренней речи в сравнении с речью внешней.
28. Понимание внутренней речи Л. С. Выготским. Специфика семантической стороны внутренней речи в сравнении с речью внешней.
29. Формирование внутренней речи в онтогенезе. Экспериментальное исследование эгоцентрической речи (методика Л. С. Выготского).
30. Типология невербальных средств общения. Генезис невербальных средств общения: универсальные и идиоэтнические.
31. Функции невербальных средств общения. Взаимодействие вербальных и невербальных средств общения в коммуникации между людьми.
32. Звук и смысл. Методика экспериментального исследования смысловых ассоциаций звуков, разработанная А. П. Журавлевым.
33. Понятие фонетического значения. Звукосимволизм. Звукоподражательные слова и идеофоны.
34. Приемы актуализации смысловых ассоциаций звуков в поэтическом тексте. Сравнительный анализ звукового облика членов синонимического ряда.
35. Функциональный подход к изучению речевой деятельности, предложенный Л. П. Якубинским. Принципы классификации форм речевого высказывания. Формы речи. и виды речевой коммуникации.
36. Непосредственное и опосредованная формы речевого взаимодействия. Роль мимики, жестов и интонации при непосредственной форме речевого взаимодействия. Понятие обратной связи, специфика обратной связи в диалогической и монологической речи.
37. Естественность диалога и искусственность монолога. Понятие апперцепции и «апперцепционной массы».
38. Сравнительная характеристика устной диалогической, устной монологической и письменной монологической речи.
39. Бытовой шаблон. Речевой автоматизм. Понятие простого и сложного волевого действия.
40. Ассоциативное поле как модель фрагмента лексической системы языка. Типы ассоциативных связей между словами в сознании носителей языка. Обусловленность ассоциативных связей различными факторами.
41. Понятие ментального лексикона. Многомерная организация ментального лексикона. Специфика синонимических, антонимических и тематических связей в ментальном лексиконе. Формальные связи между словами. Вопрос о модальной форме репрезентации единиц ментального лексикона.
42. Экспериментальный метод исследования словообразовательных связей в сознании носителей языка (методика Л.В. Сахарного). Механизмы образования слов в процессе речепроизводства. Факторы, способствующие функционированию производного слова как целостной номинации.
43. Потенциальное и окказиональное словообразование. Причины появления в речи словообразовательных неологизмов. Причины актуализации деривационных связей производного слова.
44. Языковая игра и «народная этимология».
45. «Коммуникация события» и «коммуникация отношения». Синтагматические и парадигматические связи. Понятие паратаксиса и гипотаксиса. Специфика лингвистической и психологической структуры «коммуникации события» и «коммуникации отношения».
46. Основные виды парадигматического типа организации речи: обратимые конструкции, сравнительные конструкции, порядок слов.
47. Основные виды парадигматического типа организации речи: смысловая инверсия; пассивные конструкции; сложные «гипотактические» синтаксические конструкции.
48. *Эксперимент как основной метод исследования в психолингвистике. Понятие прямых и косвенных методик. Проблема объективного и субъективного выбора испытуемых.
49. *Экспериментальные методы исследования структуры ментального лексикона.
50. *Экспериментальные методы исследования понимания текста.
[1] Темы 11 и 12 предусмотрены учебной программой только для студентов отделения логопедии.
[2] Тема 5 не рассматривает ся на занятиях в группах бакалавров.
[3] Тема 5 рассматривает ся только на занятиях в группах логопедов.
[4] Эта тема предусмотрена учебным планом только для студентов отделения логопедии.
[5] Вопросы со звездочкой включены в программу зачета только для студентов отделения логопедии.