НИОКР как бизнес

Фирма, которая вкладывает большие средства в создание новых продуктов, осуществляет два вида деятельности («два бизнеса»):

1) основную – определяется целями корпорации и направлена на удовлетворение рыночных потребностей;

2) научно-техническую – результатом которой являются новая техника и технология, обладающие коммерческой ценностью [29].

Во втором случае коммерческая значимость может быть реализована посредством продажи документации, лицензий, ноу-хау, инжиниринговых услуг. В отдельных случаях на основе полученных результатов проводится диверсификация деятельности фирмы (рис. 1.3).

Рис. 1.3. Инвестиции в НИОКР и коммерческие результаты НИОКР

Бизнес 1 предполагает выделение ресурсов на НИОКР, большая часть которых расходуется на выполнение проектов, непосредственно связанных с реализацией стратегии корпорации (проекты 16). Часть средств выделяется для финансирования индивидуальных или неясных по результатам исследований. Проекты X, Y, Z – расширение формальной программы НИОКР или новые неожиданные возможности, появившиеся в ходе выполнения основной программы. Проекты А - Д возникают как результат исследований по дополнительным фондам. Проекты Х и А не планировались первоначально, но могут быть включены в планы. Проекты Y и Б перспективны при расширении стратегических планов корпорации. Проекты Z, В создают основу бизнеса 2. Проекты Г, Д отвергаются из-за отсутствия коммерческого эффекта.

На практике ресурсы фирмы всегда ограничены, и проекты конкурируют между собой по частным видам ресурсов (оборудование, кадры разработчиков, материалы и самый дефицитный ресурс – эффективное управление). Максимизация вклада всего портфеля НИОКР может достигаться и за счет отказа от проекта, заманчивого самого по себе, поэтому необходимо обеспечить комплексный процесс принятия решения от верхнего уровня менеджмента до уровня управления НИОКР [3, 10, 44, 53].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: