(отраслевой и конкурентный анализ)
Анализ конкурентных сил, действующих на фирму в отрасли, осуществляется с помощью модели «пяти сил» Портера (рис. 2.1). Реальная величина этих сил зависит от барьеров входа и выхода из отрасли, структуры отрасли (консолидированная или фрагментная), условий спроса, стадии жизненного цикла отрасли, относительной силы поставщиков и потребителей продукции отрасли, технологической стабильности и угрозы появления заменяющих продуктов [10, 44, 53]. Методы в отраслевом и конкурентном анализе опираются на потенциал в сфере НИОКР.

Рис. 2.1. Модель «пяти сил» Портера
Общую оценку привлекательности бизнеса можно выполнить по методике И. Ансоффа [3, 9]. Рекомендуемые экономические характеристики оценки отрасли: степень дифференциации продуктов/услуг, уровень технологических инноваций и относительный вес новых продуктов.
Ключевые факторы успеха (КФУ) – главные определители финансового и конкурентного успеха в данной отрасли. Существуют следующие типы КФУ и их составляющие.
1. Факторы, связанные с технологией:
· компетентность в научных исследованиях (особенно в наукоемких отраслях);
· способность к инновациям в производственных процессах;
· способность к инновациям в продукции;
· роль экспертов в данной технологии.
2. Факторы, связанные с производством:
· эффективность низкозатратного производства (экономия на масштабе производства, эффект накопления опыта);
· качество производства;
· высокая фондоотдача;
· размещение производства, гарантирующее низкие издержки;
· обеспечение адекватной квалифицированной рабочей силой;
· высокая производительность труда (особенно в трудоемких производствах);
· дешевое проектирование и техническое обеспечение;
· гибкость производства при изменении моделей и размеров.
3. Факторы, связанные с распределением:
· мощная сеть дистрибьюторов /дилеров;
· возможность доходов в розничной торговле;
· собственная торговая сеть компании;
· быстрая доставка.
4. Факторы, связанные с маркетингом:
· хорошо испытанный, проверенный способ продаж;
· удобный, доступный сервис и техобслуживание;
· точное удовлетворение покупательских запросов;
· широта диапазона товаров;
· коммерческое искусство;
· притягательные дизайн и упаковка;
· гарантии покупателям.
5. Факторы, связанные с квалификацией:
· выдающиеся таланты;
· ноу-хау в контроле качества;
· эксперты в области проектирования;
· эксперты в области технологии;
· способность к точной и ясной рекламе;
· способность получить в результате разработки новые продукты в фазе НИОКР и быстро вывести их на рынок.
6. Факторы, связанные с возможностями организации:
· первоклассные информационные системы;
· способность быстро реагировать на изменяющиеся рыночные условия;
· компетентность в управлении и наличие управляющих ноу-хау.
7. Другие типы КФУ:
· благоприятный имидж и репутация;
· лидирующее положение на рынке;
· удобное расположение;
· приятное, вежливое обслуживание;
· доступ к финансовому капиталу;
· патентная защита;
· общие низкие издержки.
При анализе КФУ значение НИОКР проявляется в оценке области инноваций:
· компетентность в НИР (особенно в наукоемких отраслях);
· способность к инновациям в производственных процессах;
· способность к инновациям в продуктах;
· роль экспертов в данной технологии;
· качество производства;
· дешевое проектирование и техническое обеспечение;
· гибкость производства;
· широта диапазона товаров;
· притягательные дизайн и упаковка;
· выдающиеся таланты в составе фирмы;
· ноу-хау в контроле качества;
· эксперты в области НИОКР в составе фирмы;
· способность получать в результате НИОКР новые продукты и быстро выводить их на рынок;
· наличие ноу-хау в управлении;
· патентная защита.






