Во внешней среде и роль НИОКР

Основная тенденция развития рынка – непрерывное увеличение его изменчивости и нестабильности. Наиболее существенным является время реакции фирмы на изменения в ее внешней среде – это меняет роль и место в стратегии инноваций (НИОКР).

В настоящее время наблюдаются следующие рыночные тенденции:

· ускорение развития мирового рынка – технический прогресс изменяет и спрос, и предложение;

· развивается индустрия досуга;

· общество реагирует на загрязнение среды, монополизм, социальную ответственность фирмы;

· интернационализация рынков;

· увеличивается потенциал НИОКР, технологическая компетентность – критерий успеха на рынке;

· ускорение темпов инноваций – опоздание с новым товаром на рынок ведет к потери прибыли;

· международное сотрудничество, ноу-хау;

· развитие компьютерных сетей ведет к слиянию маркетинга и торговли в реальном масштабе времени [15].

Основная задача предпринимателя – поставка на рынок товаров с принципиально новыми качествами.

Стили организационного поведения фирмы определяются реакцией фирмы на изменения во внешней среде. Эта реакция и диктует применение фирмой тех или иных методов управления, различают четыре основных типа реакции фирмы (табл. 1.1) [3, 9]:

· производственная;

· конкурентная;

· инновационная;

· предпринимательская.

НИОКР выполняет стратегические задачи поддержки существующего рыночного положения фирмы (сохранение позиции ценового лидерства) или его экстенсивного улучшения [5]. Менеджеры должны предвидеть с помощью службы маркетинга все возможные изменения рыночной ситуации, подготовить и осуществить опережающую реакцию фирмы на них.

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы(НИОКР) – аккумулирующая способность фирмы изменять свою деятельность в соответствии с изменениями внешней среды – является важнейшим компонентом стратегического менеджмента фирмы.

Таблица 1.1. Характеристики основных реакций фирмы

Типы реакций Производственная Конкурентная Инновационная Предпринимательская  
Характе-ристики  
Характерные черты управления Минимально необходимое общее руководство Распределение конкретных обязанностей Финансовый контроль Основное внимание производству Балансировка маркетинга и производства Гибкие роли в управлении Долгосрочное планирование Нововведение в управлении Система управления по проектам Быстрые реакции на изменения Прогнозирование изменений Стратегический портфель заказов Стратегическое планирование потенциала Своевременная реакция на изменения  
 
Цели фирмы Минимум затрат Обеспечение оптимальной прибыли Обеспечение краткосрочного потенциала Обеспечение долгосрочного потенциала  
Цели НИОКР Снижение себестоимости Повышение надежности Улучшение товарного вида Модернизация продукции Разработка новой продукции Создание новых технологий для новой продукции  
Поведение в конкуренции Реакция на ценовую конкуренцию Агрессивная стратегия сбыта Стратегия расширения рынков и внедрение новой продукции Разработка новых концепций маркетинга Поиск новых рынков для новых товаров  
Системы премирования За снижение себестоимости За повышение рентабельности За новатор-ство За предпринимательство  
Типичный индекс нестабильности 1-2 2-3 3-4 4-5  
Рекомендуемая структура управления Линейно-функцио-нальная Дивизионная Матричная Множественная  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: