Основная тенденция развития рынка – непрерывное увеличение его изменчивости и нестабильности. Наиболее существенным является время реакции фирмы на изменения в ее внешней среде – это меняет роль и место в стратегии инноваций (НИОКР).
В настоящее время наблюдаются следующие рыночные тенденции:
· ускорение развития мирового рынка – технический прогресс изменяет и спрос, и предложение;
· развивается индустрия досуга;
· общество реагирует на загрязнение среды, монополизм, социальную ответственность фирмы;
· интернационализация рынков;
· увеличивается потенциал НИОКР, технологическая компетентность – критерий успеха на рынке;
· ускорение темпов инноваций – опоздание с новым товаром на рынок ведет к потери прибыли;
· международное сотрудничество, ноу-хау;
· развитие компьютерных сетей ведет к слиянию маркетинга и торговли в реальном масштабе времени [15].
Основная задача предпринимателя – поставка на рынок товаров с принципиально новыми качествами.
Стили организационного поведения фирмы определяются реакцией фирмы на изменения во внешней среде. Эта реакция и диктует применение фирмой тех или иных методов управления, различают четыре основных типа реакции фирмы (табл. 1.1) [3, 9]:
· производственная;
· конкурентная;
· инновационная;
· предпринимательская.
НИОКР выполняет стратегические задачи поддержки существующего рыночного положения фирмы (сохранение позиции ценового лидерства) или его экстенсивного улучшения [5]. Менеджеры должны предвидеть с помощью службы маркетинга все возможные изменения рыночной ситуации, подготовить и осуществить опережающую реакцию фирмы на них.
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы(НИОКР) – аккумулирующая способность фирмы изменять свою деятельность в соответствии с изменениями внешней среды – является важнейшим компонентом стратегического менеджмента фирмы.
Таблица 1.1. Характеристики основных реакций фирмы
Типы реакций | Производственная | Конкурентная | Инновационная | Предпринимательская | |
Характе-ристики | |||||
Характерные черты управления | Минимально необходимое общее руководство Распределение конкретных обязанностей Финансовый контроль Основное внимание производству | Балансировка маркетинга и производства Гибкие роли в управлении Долгосрочное планирование | Нововведение в управлении Система управления по проектам Быстрые реакции на изменения | Прогнозирование изменений Стратегический портфель заказов Стратегическое планирование потенциала Своевременная реакция на изменения | |
Цели фирмы | Минимум затрат | Обеспечение оптимальной прибыли | Обеспечение краткосрочного потенциала | Обеспечение долгосрочного потенциала | |
Цели НИОКР | Снижение себестоимости Повышение надежности | Улучшение товарного вида Модернизация продукции | Разработка новой продукции | Создание новых технологий для новой продукции | |
Поведение в конкуренции | Реакция на ценовую конкуренцию | Агрессивная стратегия сбыта | Стратегия расширения рынков и внедрение новой продукции | Разработка новых концепций маркетинга Поиск новых рынков для новых товаров | |
Системы премирования | За снижение себестоимости | За повышение рентабельности | За новатор-ство | За предпринимательство | |
Типичный индекс нестабильности | 1-2 | 2-3 | 3-4 | 4-5 | |
Рекомендуемая структура управления | Линейно-функцио-нальная | Дивизионная | Матричная | Множественная |