Управление фирмой включает в себя две стороны, жестко связанные между собой единством внешней и внутренней сред фирмы. Внешняя среда фирмы выступает как нечто заданное:
· потребители;
· поставщики;
· рынок рабочей силы;
· государство (общество);
· конкурирующие фирмы;
· уровень технологического развития отрасли, в которой действует фирма;
· общая экономическая обстановка;
· политическая обстановка в мире и регионе.
Внутренняя среда фирмы – реакция на внешнюю среду, многообразие первой сводится к следующим укрупненным сферам:
· маркетинг;
· НИОКР;
· финансовое управление;
· общее управление.
Рис. 1.1. НИОКР как фактор конкурентного успеха фирмы
Рис. 1.2. Основные информационные и материальные потоки
во внешней и внутренней сферах фирмы
Взаимосвязь основных внутренних сфер деятельности фирмы с внешней средой представлена на рис. 1.2. Деятельность основных сфер фирмы определяется двумя факторами: особенностью производственного процесса и характером внешней среды фирмы.
Основная цель фирмы – получение прибыли, поэтому необходимо учитывать внутреннюю и внешнюю среды фирмы.