Ситуационный анализ фирмы

Отраслевой и конкурентный анализ относился к внешнему окружению компании. Цель ситуационного анализа – оценить стратегическую ситуацию для конкретной компании в таком окружении. Он должен ответить на следующие вопросы (рис. 2.2):

· как хорошо работает используемая ныне стратегия?

· что является для компании сильными, слабыми сторонами, благоприятными возможностями и угрозами?

· может ли компания конкурировать по стоимости?

· насколько сильны конкурентные позиции компании?

· какие стратегические действия создают лицо компании?

Основные ступени этого анализа:

· определение уровня пригодности современной стратегии;

· проведение SWOT -анализа;

· оценка относительной ценовой позиции компании и ценовой конкурентоспособности;

· оценка относительного конкурентного статуса фирмы;

· идентификация стратегических подходов и проблем, которые фирма должна решить [10, 44, 53].

Наиболее очевидными индикаторами стратегической деятельности являются следующие положения:

· увеличивается или уменьшается размер рынка, контролируемого фирмой;

· растет или нет объем прибыли, получаемой фирмой, и насколько она велика в сравнении с конкурентами;

· каковы тенденции изменения чистой прибыли фирмы и скорости возврата инвестиций;

· характер роста объема продаж фирмы (быстрее или медленнее, чем на рынке в целом).

Лучшая стратегия та, которая не требует радикальных изменений.

Рис. 2.2. Роль и место стратегической ситуации фирмы в современной практике управления

SWOT – это акроним слов Strengts (силы), Weaknesses (слабости), Opportunities (благоприятные возможности) и Тhreats (угрозы). Внутренняя обстановка компании отражается в основном в S и W, а внешняя – в О и Т. В табл. 2.1 представлены основные факторы, которые целесообразно учитывать в SWOT -анализе.

Благоприятные возможности без способов их реализации – иллюзия. Сильные и слабые стороны фирмы делают ее лучше или хуже приспособленной к использованию благоприятных возможностей, чем другие фирмы.

Один из наиболее четких индикаторов ситуации компании – ее ценовая позиция по отношению к конкурентам (стратегической стоимостной анализ) –относительная стоимостная позиция фирмы по отношению к ее соперникам. Стоимостные цепи по отдельным действиям показывают картину образования стоимости от сырья до цены конечных потребителей [10, 44, 53]. Существует три главных области в цепи действия/издержки, где возможны наибольшие различия для конкурирующих фирм: область снабжения, передовые части каналов распределения, собственно внутренняя деятельность компании.

Таблица 2.1. Факторы, учитываемые в SWOT -анализе

Потенциальные внутренние сильные стороны (S) Потенциальные внутренние слабости (W)
Четко проявляемая компетентность Потеря некоторых аспектов компетентности
Адекватные финансовые источники Недоступность финансов, необходимых для изменения стратегии
Высокое искусство конкурентной борьбы Рыночное искусство ниже среднего
Хорошее понимание потребителей Отсутствие анализа информации о потребителях
Признанный рыночный лидер Слабый участник рынка
Четко сформулированная стратегия Отсутствие четко выраженной стратегии, непоследовательность в ее реализации
Использование экономии на масштабах производства, ценовое преимущество Высокая стоимость продукции в сравнении с ключевыми конкурентами
Собственная уникальная технология, лучшие производственные мощности Устарелые технология и оборудование
Проверенное надежное управление Потеря глубины и гибкости управления
Надежная сеть распределения Слабая сеть распределения
Высокое искусство НИОКР Слабые позиции в НИОКР
Наиболее эффективная в отрасли реклама Слабая политика продвижения
Потенциальные внешние благоприятные возможности (О) Потенциальные внешние угрозы (Т)
Возможность обслуживания дополнительных групп потребителей Ослабление роста рынка, неблагоприятные демографические изменения ввода новых рыночных сегментов
Расширение диапазона возможных товаров Увеличение продаж заменяющих товаров, изменение вкусов и потребностей покупателей
Благодушие конкурентов Ужесточение конкуренции
Снижение торговых барьеров при выходе на внешние рынки Появление иностранных конкурентов с товарами низкой стоимости
Благоприятный сдвиг в курсах валют Неблагоприятный сдвиг в курсах валют
Большая доступность ресурсов Усиление требований поставщиков
Ослабление ограничивающего законодательства Законодательное регулирование цены
Ослабление нестабильности бизнеса Чувствительность к нестабильности внешних условий бизнеса

Оценка конкурентной позиции фирмы по ключевым факторам успеха, (метод балльных оценок с последующим взвешиванием оценок факторов для фирмы и ее соперников). Уникальные сильные стороны фирмы могут быть отнесены к отличительным преимуществам, которые конкурент не может легко достичь или имитировать (ресурсы фирмы и ее способности). Ресурсы разделяются на осязаемые (земля, здания, оборудование) и неосязаемые (имидж фирмы, торговая марка, патенты, технические или маркетинговые ноу-хау). Основные виды ресурсов: финансовые, физические, человеческие, технологические и организационные. Способности компании определяются как искусство координации ресурсов и продуктивного их использования. Они базируются на методах принятия решений и управления внутренними процессами для достижения поставленных фирмой целей. Это продукт организационной структуры и систем контроля в фирме.

Различие между ресурсами и способностями – ресурсы легче имитировать, чем способности. Отличительные преимущества, основанные на способностях, более устойчивы, чем основанные на ресурсах. Компания может иметь уникальные и значительные ресурсы, но неумение их использовать эффективно не даст возможности создать на их основе отличительные преимущества. Компания, обладающая отличительным преимуществом, должна иметь определенный минимум уникального или существенного ресурса и способность его использовать для обеспечения устойчивости отличительного преимущества. Устойчивость отличительных преимуществ зависит от стабильности окружающей среды (мирового рынка).

Составляющие силы конкурентной позиции фирмы в области НИОКР должны быть положены в основу оценки позиции по отношению к основным конкурентам или к среднеотраслевым показателям. Аналогично должны быть рассмотрены и составляющие позиции фирмы в сферах производства, маркетинга, управления материалами, кадров, информационных систем, инфраструктуры фирмы и ее финансового менеджмента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: