С развитием рынка труда важной функцией организации является повышение качества трудовой жизни - уровня удовлетворения личных потребностей работников через их деятельность в организации.
Качество трудовой жизни - это интегральное понятие, всесторонне характеризующее уровень и степень благосостояния, социального и духовного развития человека.
Участие человека в экономической деятельности характеризуется его потребностями и возможностями их удовлетворения, которые обусловлены прежде всего рассмотренными выше характеристиками человеческого потенциала: здоровьем, нравственностью, творческими способностями, образованием и профессионализмом. Таким образом, человек в рыночной экономике выступает, с одной стороны, как потребитель экономических благ, производимых организациями, а с другой - как обладатель способностей, знаний и навыков, необходимых организациям, государственным и общественным органам.
КАЧЕСТВО ТРУДОВОЙ ЖИЗНИ — совокупность свойств, характеризующих условия труда и организацию труда (производства, быта, отдыха) с позиций наилучшей реализации способностей работника(интеллектуальных, творческих, моральных, организаторских и др.). Изучением вопросов, связанных с К. т. ж., в XX в. активно занимались американские и западноевропейские ученые. Были образованы различные научные центры, Международный совет по К. т. ж.
Слагаемые К. т. ж.:
справедливое вознаграждение за труд;
льготы и пособия;
страховое обеспечение;
безопасные и здоровые УТ;
возможность использовать и развивать свои способности;
профессиональный рост и уверенность в будущем;
хорошие взаимоотношения в трудовом коллективе;
правовая защищенность;
достойное место работы;
социальная полезность работы.
Оценка К. т. ж. производится на основе показателей, являющихся результатом статистического учета, социологических опросов, анализа экспертов. К. т. ж. рассматривается с позиции работника, предпринимателя и общества. Несколько десятков параметров определяют по 5 группам:
технология;
организационные вопросы;
личные потребности работников;
внешняя среда и общество;
рабочее место.
Как результирующий показатель К. т. ж. используется степень соответствия предоставляемых организацией (предприятием) возможностей ожиданиям работника с учетом его способностей и нужд.
Вопрос 20.