double arrow

Активизирующие методы в профконсультации, общая схема первичной профконсультации.

Активизирующие методы не только и не столько информируют клиента, сколько пробуждают его интерес к миру профессий и желание реализовать себя в труде.
Существует несколько групп активизирующих профориентационных методик для людей разных возрастов, от школьников и старше: профориентационные игры с классом, бланковые игры, карточные информационно-поисковые системы, активизирующие профориентационные опросники, схемы анализа и самоанализа ситуаций самоопределения и др.
В процессе работы с активизирующими методиками психолог, как правило, ничего не констатирует, не утверждает, не навязывает своей точки зрения. Все выводы клиент делает для себя сам. Психолог только показывает правила "игры" с той или иной методикой и затем в процессе работы с методическим материалом задает уточняющие, наводящие, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, иногда даже протест вопросы. Главное - это помочь клиенту всерьез задуматься, по-настоящему озадачиться и захотеть самостоятельно разрешить свои внутренние противоречия. Схема процесса профконсультирования может быть следующей:Подготовительный этап. Основная задача консультанта на данном этапе – составить общее представление о проблеме клиента. Консультант подбирает справочно-информационный материал, необходимые диагностические методики, продумывает стратегию. Первый этап. Помочь клиенту сформулировать свою профконсультационную проблему. Позаботиться о дружеской, доверительной атмосфере. Второй этап. Выдвижение профконсультационной гипотезы, то есть рассмотрение проблемы клиента глазами специалиста, определение пути совместного решения проблемы, разработка общего плана дальнейшей консультации. Третий этап. Консультант и клиент совместно определяют конкретную цель данной консультации (информационно-справочная, диагностико- рекомендательная, диагностико-корректирующая, формирующая). Консультант помогает клиенту взглянуть на себя глазами специалиста. Для этого нужно на доступном уровне объяснить ему необходимые понятия. Четвертый этап. Консультант и консультируемый совместно стремятся достичь определенной ими на предыдущем этапе цели (информационной, диагностической или формирующей). Важно показать клиенту, что он и сам немало знает. Применяются не только психодиагностические методики, но и наблюдения за клиентом, за его высказываниями о себе, самооценка. Формирующая цель достигается с помощью профориентационных задач, совместного обсуждения различных ситуаций, а так же профориентационных игр. Пятый этап. Подведение итогов консультации. Консультируемого спрашивают, что дала ему консультация, достигнуты ли ее цели, какие выводы он сделал. Далее, если консультация многоразовая, определяются пути дальнейшей работы, а если одноразовая – составляется более совершенный вариант профессионального плана.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: