Психолингвистика речевого воздействия

По Леонтьеву: в сущности, любое общение - это речевое воздействие. Однако если предметом и содержанием предметно ориентированного общения является взаимодействие в процессе совместной деятельности, а предметом и содержанием личностно ориентированного общения - то или иное изменение в психологических отношениях людей, то третий его вид, социально ориентированное общение, предполагает изменение в социально-психологической или социальной структуре общества или стимуляцию прямых социальных действий через воздействие на психику членов данной социальной группы или общества в целом. Такое социально ориентированное общение может быть прямым (митинг, вообще любое публичное выступление перед аудиторией), а может быть опосредствованным (радио, телевидение, пресса). При этом оно может быть сосредоточено во времени (одновременное или практически одновременное общение со всей аудиторией) или рассредоточено (каждый пешеход читает щитовую рекламу тогда, когда мимо нее проходит); аудитория также может быть сосредоточена в пространстве (опять-таки митинг) или рассредоточена (телевидение).

То, что мы называем здесь речевым воздействием, - это и есть различные формы социально ориентированного общения. Иными словами, это массовая коммуникация (радио, телевидение, пресса); формы пропаганды, не укладывающиеся в традиционный объем массовой коммуникации - такие, как расклеиваемые или распространяемые листовки, документальные кинофильмы, видеофильмы, компьютерные программы с задачей социального (социально-психологического) воздействия; наконец, различные формы рекламы - как коммерческой, так и политической. Кроме того, в социально ориентированное общение входят различные формы непосредственного социального воздействия вроде лекций, устных публичных выступлений и т.д.

Наконец, к той же проблематике тяготеет то, что часто называется психологической войной - система социально и социально-психологически ориентированных действий, определяемая как планомерное ведение пропаганды, главная цель которой заключается в том, чтобы влиять на взгляды, настроения, ориентацию и поведение войск и населения противника, население нейтральных и союзных стран, с тем чтобы содействовать осуществлению государственных целей и задач.

1. Объект и предмет психолингвистики. Психолингвистика и психология; психолингвистика и лингвистика.

2. Актуальные проблемы психолингвистики.

3. История психолингвистики. Описание и общая характеристика этапов.

4. Осгудовская психолингвистика; реактивная теория значения.

5. Психолингвистика Хомского; понятие глубинных и поверхностных структур, понятие трансформации; трансформационная модель.

6. Трансформационная лингвистика и современная психотерапия.

7. Психолингвистика третьего поколения, психолингвистика и когнитивная психология. Отечественная психолингвистика.

8. Знак, референт, понятие (значение); семиотический треугольник. Общая характеристика каждого из компонентов.

9. Слово и его функции.

10. Значение как образующая сознания, виды значений.

11. Формирование предметной отнесенности и значений (понятий) слов в онтогенезе.

12. Категории и когнитивные модели. Категоризация и познавательные процессы. Картина (образ, модель) мира.

13. Теория лингвистической относительности и детерминизма. Лексические и грамматические различия национальных языков.

14. Язык и вариативность образов мира и мировосприятия (этнос, индивид).

15. Конструктивизм и социальный конструкционизм.

16. Уровни сообщения. Текстовый смысл, его компоненты и единицы анализа.

17. Подтекстовый смысл, коммуникативное намерение и мотивация автора.

18. Модели порождения высказывания и общая характеристика этапов порождения.

19. Восприятие и понимание речевого высказывания. Понимание смысла сложного сообщения.

20. Внутренняя и внешняя речь.

21. Психология текста и чтения.

22. Коммуникация у животных и человека.

23. Психолингвистика речевого воздействия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: