Приёмы и методы увеличения скорости чтения

· Выбор адекватного способа чтения.

В зависимости от сложности текста и цели работы использовать соответствующие способы чтения. Ниже перечислены основные из них.

1. Углубленное – способ чтения, при котором внимание обращается на детали, производится анализ и оценка; студент, основываясь на своих знаниях, опыте, рассматриваетвопрос критически, творчески, находит сильные и слабые стороны в объяснениях, дает самостоятельное толкование положениям и выводам (читается обычно материал по новой теме, таблицы).

2. Быстрое – способ чтения, обозначающий сплошное чтение текста, обеспечивающее полное и качественное усвоение прочитанного, выполняемое методами, ускоряющими чтение при достаточном понимании прочитанного текста (чтение профессиональных текстов).

3. Панорамное – способ чтения, предполагающий увеличение оперативного поля зрения, за счет чего значительно повышаются скорость чтения и качество усвоения прочитанного (составляющая быстрого чтения).

4. Выборочное – способ чтения, при котором читаются избирательно отдельные разделы текста; после предварительного просмотра его читают повторно до тех пор, пока не отыщется нужный раздел, который и читают углубленно.

5. Просмотр – способ чтения, обозначающий предварительное ознакомление с источником информации (беглый просмотр предисловия, оглавления, по которым можно предположительно судить об основном содержании, заключения).

6. Сканирование – способ чтения, предполагающий быстрый просмотр источника информации с цельюпоискафактографической информации (фактов, цифр, слов, фамилий и т. п.) тренировку зрительного аппарата и особенно периферическогозрения, что позволяет при беглом взгляде на страницу текста быстро увидеть нужныесведения.

Перед началом и по завершении тренинговых заданий необходимо проверять скорость чтения. Ниже приведён алгоритм подсчёта количества прочитанных слов за минуту.

Задание 28:

В течение одной минуты читать сплошной текст в обычном для себя темпе, не отвлекаясь и, стараясь понять содержание. Количество слов подсчитывается по следующему алгоритму:

1. Посчитать количество полных строк = А.

2. Посчитать количество слов в 3-х полных строках (предлоги, союзы, даты и пр. считать как отдельные слова) = Б.

3. Вычислить среднее арифметическое количество слов в одной полной строке В = Б / 3.

4. Вычислить количество слов во всех полных строках Г = В Х А.

5. Посчитать количество слов в неполных строках = Д.

6. Вычислить количество прочитанных слов Е = Г + Д.

Продолжение этого же текста использовать для проверки скорости чтения по окончанию тренировки. Посчитать Δ – изменение скорости (%):

Δ = (Е2 – Е1) Х 100 / Е1

где: Е1 – начальная скорость чтения, сл/мин;

Е2 – скорость чтения в конце тренировки, сл/мин.

· Применение зрительного ориентира.

Дети, кото­рые учатся читать, всегда держат палец на слове, которое в данный момент пытаются прочесть. Они делают так потому, что палец служит им точным ориентиром, чтобы не отвлекаться. Взрослым же кажется, будто палец мешает читать быстрее, но это совсем не так.

Это можно очень просто доказать, если отсчитать двести слов и потом, водя по ним пальцем, прочесть их. Вы увидите, что легко може­те уложиться в одну минуту. Таким образом, вы от­кроете нелицеприятную правду о том, что двести слов в минуту – это, по сути дела, невероятно низ­кая скорость чтения, что и ваши глаза, и ваш палец чувствуют, как будто что-то их задерживает, и что вам хочется двигать ими быстрее.

Часто также можно видеть, как зрительный ори­ентир используют бухгалтеры, когда складывают большие колонки цифр. Вместо того, чтобы просто пробежать колонку глазами, они проводят ручкой или карандашом, который держат в руке, по краю колонки. Это помогает им удержать взгляд на том месте, где требуется, и в то же время повышает ско­рость и помогает сосредоточиться.

За последнее время несколько исследований по­казали, что использование зрительного ориентира повышает скорость чтения не меньше чем на 100%, вдобавок увеличивая охват фактов, общее понима­ние и запоминание. Ориентир фокусирует внима­ние, стимулирует плавное и ритмичное движение глаз и препятствует таким плохим привычкам, как блуждание глаз по странице и возврат к прочитан­ному.

Этот прием намного полезнее, чем, например, карточка, которую передвигают вниз по странице от строки к строке. Зрительный ориентир выделя­ет горизонтальное движение при чтении, тогда как карточка только обозначает одну целую линию. Бо­лее того, когда используется ориентир, а не карточ­ка, следующая строка остается в зоне бокового зре­ния и подвергается предварительному просмотру.

Рис. 8

Зрительный ориентир увеличивает эффективность чтения. Ори­ентир должен быть длинным и тонким, как карандаш, и плав­но двигаться над или под строкой, которую вы читаете. Ориен­тир нужно держать не на бумаге, а над нею.

Зрительный ориентир, кроме этого, может ис­пользоваться в качестве пособия для тренировки скорости чтения. Если вы хотите и дальше увели­чивать скорость чтения, чаще тренируйтесь, двигая ориентир несколько быстрее, чем вам требуется для восприятия текста. Если вы сможете читать с такой скоростью, то скоро увидите, что ваш мозг не сдаст­ся, а увеличит свою способность к концентрации и начнет воспринимать информацию с новой, более высокой скоростью.

Иногда стоит даже попробовать читать на очень высокой скорости. Передвигайте ориентир так бы­стро, как только может двигаться по странице ваша рука, попутно захватывая взглядом всё, что сможе­те. Такого рода тренинг приучает глаза двигаться по тексту с очень большой скоростью, устанавливая новые, более высокие "нормы" скоростного чтения.

Тренировки проводите в спокойной обстановке. Следите за осанкой. Руки и ноги не перекрещивайте.

Задание 29:

В течение 2-5 минут читайте любой текст, применяя зрительный ориентир. Все последующие задания по динамичному чтению выполняйте со зрительным ориентиром. Проследите за уровнем восприятия читаемого. Если понимание текста при выполнении этого и последующих упражнений затрудняется, необходимо тренироваться регулярно по 30-40 мин в день.

· Чтение без артикуляции.

Артикуляция может быть внешней (прочитывание вслух, или шевеление языка при чтении) или внутренней (проговаривание текста в уме). Подавляется посредством механического фиксирования языка (с помощью палочки, ложки, слегка прикусив кончик языка или прижав его к внутренней стороне передних зубов) и с помощью блокировки речевого центра во время чтения. Сначала снижается скорость восприятия читаемого, т.к., по уже сложившейся неправильной привычке, используется аудиальный канал для лучшего понимания читаемого.

Задание 30:

Читайте любой текст 2-5 мин, зафиксировав кончик языка удобным вам способом. Проследите за уровнем восприятия читаемого.

Задание 31:

Читать любой текст 2-5 мин, одновременно проговаривая любое сочетание 2-3-х слов, например: «У меня получится!».

Для полного подавления артикуляции предлагается использовать метод центральных речевых помех, разработанный И. Жипкиным, суть которого заключается в одновременном сложном движении пальцев рук. Речь человека находится на «кончиках пальцев», поэтому если занять пальцы, то будет автоматически блокироваться речевой центр Центры мозга, отвечающие за движение рук и за произнесение слов, находятся рядом, поэтому если занять работой центр мозга, отвечающий за движение, то одновременно будет частично блокироваться речевой центр.

Задание 32:

Читать любой текст 2-5 мин, одновременно совершая сложные движения пальцами. Движения не должны быть автоматическими, произвольными или легко (стандартно) выполнимыми. Мозг должен постоянно контролировать правильность его исполнения. Например, положить руки на стол, правую кисть сжать в кулак, пальцы левой распрямить. Одновременно разогните большой палец правой руки и согните большой палец левой руки. Затем то же проделайте с указательными, средними и т.д.

· Расширение поля зрения

Быстро читающий за одну фиксацию взгляда успевает воспринять всю строку, целое предложение, а иногда и весь абзац. Во время такого чтения важ­но всегда пользоваться зрительным ориентиром, так как без него глаз будет стремиться отклониться в другую сто­рону, блуждая по странице. Объем оперативного поля, с которого происходит считывание информации при фиксации взора, существенно зависит от обучения. Ниже приведены задания для тренировки, с применением таблиц Шульте и Ильина, а также упражнения для снятия напряжения и усталости глаз, возникающих при чтении.


Задание 33:

Выполните задание из правой части таблицы 3, используя зрительный ориентир. Во время работы держите таблицу на расстоянии локтя (30-40 см) от глаз.

После выполнения задания посмотрите в окно, зафиксировав взгляд на максимально отдалённом объекте, медленно посчитайте до 30.

Таблица 3

            · Найдите все цифры по порядку от 1 до 25. · Найдите все нечетные цифры в обратном порядке от 25 до 1. · Найдите все четные цифры в порядке возрастания.
         
         
         
         

Задание 34:

Выполните задание из правой части таблицы 4, используя зрительный ориентир.

После выполнения задания энергично потрите ладони друг о друга до ощущения тепла. Закройте глаза и сверху прикройте их, сложенными «лодочкой» ладонями, не прикасаясь к ресницам. Центр ладони должен располагаться над зрачком. Медленно посчитайте до 20, представляя глубокий чёрный цвет.

Таблица 4

            В тетради напишите четыре строчки по десять цифр (от 1 до 40). В таблице найдите эти цифры по возрастающей. Если какая-то цифра в таблице отсутствует, вычеркните её из рядов в тетради.
         
         
         
         

Задание 35:

Выполните задание из правой части таблицы 5, используя зрительный ориентир.

После выполнения задания «напишите носом на потолке» своё имя и фамилию крупными буквами, затем – цифры от 0 до 9.

Таблица 5

И Ы О Б Е   · Прочитайте зашифрованную фразу. Цифра (от 1 до 25) означает порядковый номер буквы в предложении.
Н Е Т А И
Г Т Н М У
О З 6 Г У С
М Н О Н И

Задание 36:

Выполните задание из правой части таблицы 6, используя зрительный ориентир.

После выполнения задания посмотрите, не изменяя положения головы вверх – на «свои брови», вниз – «на подбородок», вправо-влево – «на уши». Упражнение выполните 3-5 раз.

Таблица 6

            · Зафиксируйте взгляд в центре таблицы. При работе не «бегайте» глазами по ней. Старайтесь видеть таблицу целиком и находить цифры за счет периферийного зрения. · Найдите все цифры по порядку от 1 до 25. · Найдите все цифры в обратном порядке от 25 до 1. · Найдите все четные цифры в порядке возрастания.
         
         
         
         

Задание 37:

Выполните задание из правой части таблицы 7, используя зрительный ориентир.

После выполнения задания посмотрите, не изменяя положения головы, влево-вверх, переведите взгляд по диагонали вправо-вниз, затеем – вверх-вправо, далее – по диагонали влево-вниз и замкните траекторию движения, подняв глаза вверх-влево. Упражнение выполните 3-5 раз в одну сторону, потом – в другую с максимальной амплитудой.

Таблица 7

В У З Ц А   · Зафиксируйте взгляд в центре таблицы. При работе не «бегайте» глазами по ней. Старайтесь видеть таблицу целиком и находить буквы за счет периферийного зрения. · Найдите буквы в таблице в алфавитном порядке. · Найдите звонкие согласные. · Найдите глухие согласные.
К М Ш Н Ч
Р Х Д О Ф
Г Щ Е С П
Ж Т Л Б И

Задание 38:

Выполните задание из правой части таблицы 8, используя зрительный ориентир.

После выполнения задания вращайте глазами с максимальной амплитудой, сначала 3-5 раз по часовой стрелке, затем 3-5 раз – против.

Таблица 8

Г П Ж Х В   · Зафиксируйте взгляд в центре таблицы. При работе не «бегайте» глазами по ней. Старайтесь видеть таблицу целиком и находить буквы за счет периферийного поля зрения. · Найдите гласные в алфавитном порядке. · Найдите согласные в алфавитном порядке. · Найдите шипящие и свистящие согласные.
И Ц Л Т Ш
У Щ Б Н Е
Д Ф С Ч К
М О З А Р

Задание 39:

Значительно снижает скорость чтения и непродуктивный переход глаз от конца каждой прочитанной строки к началу новой. Сколько строк на странице, столько и лишних переходов, т.е. холостых движений глаз, на которые расходуется не только время, но и силы.

Соедините слоги, разнесенные по обе стороны от вертикального ряда цифр, перемещая взгляд по цифрам сверху вниз. Сначала это задание выполнить до конца мало кому удаётся, но, если тренироваться регулярно, постепенно дойдёте до последнего ряда этого «слогового треугольника Ильина».

После выполнения задания закройте глаза и круговыми движениями осторожно помассируйте точки в углублениях шеи, справа и слева от позвоночника у основания черепа 5-10 раз в одну сторону, затем – в другую. После этого энергично помассируйте область 7-го шейного позвонка и всю «воротниковую зону».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: