Основной вопрос в задачах состоит в выделении проблем пациента. Второй обязательный вопрос в задачах позволяет выявить знания по организации сестринского процесса при уходе за инфекционными больными.
Выделение проблем у пациентов с инфекционной патологией имеет огромное значение. Грамотно выделенные проблемы позволяют своевременно начать правильно организованный сестринский процесс, провести безотлагательные противоэпидемические мероприятия и тем самым ограничить распространение инфекции.
При выделении проблем у пациента необходимо помнить, что мы называем проблемами те состояния, которые препятствуют удовлетворению основных жизненных потребностей.
Маслоу выделяет следующие группы жизненных потребностей:
(низший) Физиологические потребности: голод, жажда, половое влечение и т. д.
Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.
Потребность в принадлежности и любви.
Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.
Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.
Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.
(высший) Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.
При выделении проблем у пациента с инфекционной патологией имеет значение нозологическая форма заболевания, которая обусловлена механизмом передачи инфекционного агента.
Важно не путать проблемы пациента и те объективные данные, которые получает медицинская сестра при сестринском обследовании пациента, т.е при проведении первого этапа сестринского процесса.
По условию задачи №1, проблемы у пациента следующие:
v сильная головная боль, более интенсивная в области лба,
v резкая общая слабость, боли в пояснице
v тошнота
v повторная рвота
v заложенность носа
v сухой редкий кашель
v озноб, температура до 39°
v возбуждение
v на коже нижних конечностей, грудной клетке, области живота обильная звездчатая, геморрагическая сыпь
v язык суховат, густо обложен серо-грязным налетом.
Данные объективного обследования, не являющиеся проблемой пациента:
v пульс—92 уд в минуту, ритмичный,
v АД—80/60.
v живот при пальпации мягкий, безболезненный
v печень, селезенка не увеличены
v в легких дыхание везикулярное
v симптом Пастернацкого отрицательный
v резко выражена ригидность мышц затылка, положительный симптом Кернинга с обеих сторон, положительный верхний и нижний симптом Брудзинского.
По условию задачи №2, проблемы у пациента следующие:
v температура 37,5°
v вялость
v резкая сухость слизистых рта
v живот вздут, стул задержан
v мочеиспускание небольшими порциями, затруднено
v двусторонний птоз
v речь с носовым оттенком
v голос осиплый
v глотание затруднено.
Данные объективного обследования, не являющиеся проблемой пациента:
v тоны сердца приглушены
v брадикардия
v мидриаз
v отсутствие реакции зрачков на свет.
По условию задачи №3, проблемы у пациента следующие:
v умеренная тупая боль в эпигастрии
v однократная рвота
v быстрая утомляемость
v выраженная сухость во рту
v при чтении плохо видит мелкий шрифт
v опущение верхнего века незначительное
v голос слегка осиплый
v задержка стула в течение 4 дней.
Данные объективного обследования, не являющиеся проблемой пациента:
v состояние удовлетворительное
v снижение саливации
v расширенные зрачки
v менингеальных знаков нет
v температура — нормальная.
По условию задачи №4, проблемы у пациента следующие:
v жидкий водянистый стул, частый, обильный, вид и консистенция рисового отвара
v обильная рвота.
Данные объективного обследования, не являющиеся проблемой пациента:
v температура тела нормальная
v признаки обезвоживания ярко выражены
v живот при пальпации безболезненный, урчание.
При организации сестринского процесса при работе с больными инфекционными заболеваниями с парентеральным механизмом инфицирования необходимо выполнять следующие требования:
v знание основных положений приказов № 351, 66, 165, 913.
v соблюдение формы одежды медицинского персонала;
v знание правил проведения гигиенической антисептики рук;
v обеспечение наличия на рабочем месте аптечки по оказанию медицинской помощи, укомплектованной согласно требованиям приказа;
v соблюдение порядка дезинфекции медицинского инструментария;
v соблюдение принципов инфекционной безопасности медицинским персоналом;
v знание принципов специфической профилактики вирусных гепатитов.
При организации сестринского процесса при работе с больными инфекционными заболеваниями с воздушно-капельным механизмом инфицирования необходимо выполнять следующие требования:
v знание основных положений приказов № 180, 42,165, 913, постановлений № 48, 106, 82.
v соблюдение формы одежды медицинского персонала;
v соблюдение правил проведения гигиенической антисептики рук;
v соблюдение правил проведения дезинфекции воздуха;
v соблюдение принципов инфекционной безопасности медицинским персоналом;
v соблюдение правил личной гигиены пациентами;
v знание принципов специфической профилактики воздушно-капельных инфекций по плановым и эпидемическим показаниям.
При организации сестринского процесса при работе с больными инфекционными заболеваниями с фекально-оральным механизмом инфицирования необходимо выполнять следующие требования:
v знание основных положений приказов № 240,364,165, постановления № 106.
v соблюдение формы одежды медицинского персонала;
v соблюдение правил проведения гигиенической антисептики рук;
v соблюдение режима обеззараживания остатков пищи, предметов ухода за больным, выделений больного;
v соблюдение принципов инфекционной безопасности медицинским персоналом;
v соблюдение правил личной гигиены пациентами;
Рассмотрены и обсуждены на заседании
цикловой комиссии № 7 «Сестринское
дело и лечебное дело»
Протокол №___ от___________2012 г.
Председатель цикловой комиссии
__________________И.Н.Барашкова