Тема 33. Тема революции и гражданской войны

Литературно-общественная ситуация. Пути развития прозы и поэзии. Единство национальной литературы и дифференциация русского литературного процесса ХХ века. Возникновение литературы русского зарубежья (первая волна русской эмиграции).

Творчество М. Горького в послеоктябрьский период. М. Горький и революция. Размышления о задачах революции, полемика с ее идеологами. «Несвоевременные мысли». Проблема «революция и культура». Послеоктябрьское творчество И. Бунина. Неприятие Октября, «Окаянные дни».

Опыт революции и революционной войны: стихия, властвующая над человеком и над страной. Проза и литературная критика Е.И. Замятина. Зарождение жанра антиутопии («Мы»). ПрозаБ. Пильняка – образец отечественного модернизма. Повести и рассказы Вс. Иванова – поэтизация природных стихийных начал. «Конармия» И. Бабеля: парадоксы и крайности революционных лет, отраженные в эстетике контрастов. Героика революции: «Чапаев» Д. Фурманова, «Железный поток» А. Серафимовича, «Разгром» А. Фадеева – опыт утверждавшейся литературы соцреализма.

Судьбы эпохи и путь М. Шолохова в литературе. Место «Донских рассказов» в творческой эволюции писателя. Проблематика и поэтика. Особенности повествовательной структуры. Драматизм социальных антагонизмов и разрушение основ человеческого существования. Трагедия братоубийственной войны. Творческая история романа «Тихий Дон». Природное и историческое время в романе. Смысл эпиграфов и названия романа. Судьба и характер Григория Мелихова. Любовные линии романа. Роль пейзажа, психологический параллелизм. «Тихий Дон» как роман-эпопея. Эпическое познание истории и личности. Изображение эпохи в романе «Тихий Дон».

Послеоктябрьское общество и его противоречия в зеркале художественных конфликтов. Проблема психологизма в прозе 1920-х гг. Роман Л. Леонова «Вор»: проблема «душевного подполья».

Тема 34. После «серебряного века»:

советская литература 1920–30-х гг. и литература русского зарубежья

Проблема самоопределения личности в философских рассказах М. Горького 1920-х гг. Серия литературных портретов. Углубленный анализ духовного «подполья». Историзм в исследовании социального слоя «новых хозяев». Традиции семейной и исторической хроники в романе «Дело Артамоновых». Развитие реалистических традиций в произведениях 1930-х гг. Социально-исторический и философский аспекты проблематики. Драматургия М. Горького третьего периода: социально-психологический и философский смысл («Васса Железнова», «Егор Булычев и другие»). Роман-эпопея «Жизнь Клима Самгина» как итоговое произведение Горького. Энциклопедическая панорама переходной эпохи (1880–1910-е гг.). История создания книги. Открытие нового типа героя. «Двойники» Самгина. От «имитатора-прогрессанта» к провокатору.

Творчество Б.Л. Пастернака 1930–1940-х гг. Проблемы поэтической эволюции. «Второе рождение», «На ранних поездах», «Земной простор». Проза в художественном мире Пастернака. История создания романа «Доктор Живаго». Юрий Живаго как лирический герой. Мировоззренческие и философские основы романа. Образы Христа и Гамлета в романе. Роль цикла «Стихотворения Юрия Живаго» в общей концепции романа. Традиции русского классического романа и новаторство Пастернака.

Судьба А. Платонова (А.П. Климентова) и его книг. Художественный мир писателя. Повесть «Сокровенный человек». Осмысление революционной действительности. Своеобразие художественного пространства повести. Основные лейтмотивы прозы А. Платонова. «Котлован»: сюжетно-композиционная структура, система образов. Значение имен героев в смысловой структуре произведения. Принципы и приемы создания портрета. Пространственно-временная организация произведения. Отражение в повести «эпохи великого перелома». Трагическое и комическое в повести. Символические образы в произведении.

Основные пути эмиграции, культурные центры русского зарубежья: Константинополь, Прага, Берлин, Париж, США. Литературная жизнь первой волны эмиграции (1918–1940 гг.): эффект единого литературного процесса. Старшее (А. Аверченко, М. Алданов, И. Бунин, З. Гиппиус, Б. Зайцев, М. Осоргин и др.) и младшее (Г. Адамович, Г. Газданов, В. Набоков, И. Одоевцева и др.) поколение «первой волны» русской эмиграции. Сменовеховство и «Литературное приложение» к «Накануне». Своеобразие литературы русского рассеяния и ее связь с культурой метрополии.

Творчество И.А. Бунина в эмиграции. Исследование граней любовного переживания и углубление бытийной проблематики в рассказах 1920-х гг. («Митина любовь», «Солнечный удар» и др.) и цикле «Темные аллеи». Художественный мир А.М. Ремизова: эстетика модернизма и обновление национальных художественных традиций, орнаментальная проза. Проза И. Шмелева: «Солнце мертвых»: революция как время гибели человеческих жизней и душ. «Лето Господне»: идиллия, переходящая в эпос. Многообразие поэтических имен в литературе русского зарубежья. Творчество Г. Иванова: «музыка отчаяния». Художественный образ эпохи в «Петербургских зимах». Драматический путь М. Цветаевой в эмиграции и трагический финал в советском отечестве. Жизнь и творчество В. Ходасевича в России и Европе: онтологический пессимизм. Литературная критика Ходасевича. Жанр мемуарно-критического очерка. Стилевые особенности прозы В. Набокова. Проблематика и поэтика романов «Машенька», «Приглашение на казнь», «Дар». Эстетика игры вымыслами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: