Тема 35. Творчество М.А. Булгакова

Своеобразие личности и творческий путь писателя. Произведения 1920-х гг.: «Собачье сердце», «Роковые яйца» и др.: соединение конкретных приме т реальности и фантастического допущения. Гротескный образ действительности. Мотив вины и искупления. Роман «Белая гвардия». Тема общечеловеческих ценностей. Частная жизнь и история в композиции романа. Столкновение мечты и реальности. Образ автора. Роль эпиграфов. Специфика жанра романа-мениппеи. «Белая гвардия» и «Дни Турбиных». Драматургия Булгакова («Зойкина квартира». «Багровый остров»).

«Мастер и Маргарита» как роман-миф и сатирическое произведение. Композиционная структура и особенности жанра. Прием «роман в романе». Ершалаимские главы. Интерпретация библейского сюжета. Философско-этическая проблематика романа. Московские главы. Мастерство Булгакова-сатирика. Роль фантастической условности в романе. Роман о художнике в художественной структуре романа. Литературный мир на страницах романа. Проблема культуры. История Мастера и Маргариты. Лирическое начало в романе. Смысл финала. «Непрочитанный роман» Булгакова.

Раздел VI. История отечественной литературы

Второй половины XX века и современности

Тема 36. Литература периода Великой Отечественной войны

Литература 1941–1945 гг.: изменение пафоса, конфликта, героя, стилистики художественного кода. Осмысление глобальной всенародной трагедии. Традиции русской классики и устного народного творчества. Частичное ослабление контроля властных структур над литературой. Ослабление позиций официальной соцреалистической критики.

Публицистика как ведущий жанр и публицистичность как основная стилевая характеристика литературы начальных военных лет. Расцвет лирики. Активизация работы поэтов всех поколений. Гражданственное начало в лирике. Лирический эпос войны. Одическая и элегическая тенденции в лирике военных лет. Поэма военных лет. Жанровая типология. Тип героя. Национальная трагедия и общечеловеческие ценности в поэмах О. Берггольц, П. Антокольского. Философское начало в лирическом эпосе (А. Твардовский).

Проза периода Великой Отечественной войны. Очерково-публицистический жанр в прозе военных лет. Своеобразие публицистики И. Эренбурга, А. Толстого, Л. Леонова, М. Шолохова. «Наука ненависти» М. Шолохова: концептуальное истолкование судьбы человека на войне. Эпические традиции в художественной прозе (А. Толстой, К. Симонов, Б. Горбатов). Лирико-романтические тенденции в художественной прозе (А. Бек, Л. Леонов, К. Паустовский). Проблемы восприятия литературы военных лет.

Тема 37. Литература послевоенного десятилетия

Литература послевоенного десятилетия. Феномен «возвращения с войны»: психологические составляющие. Послевоенная литература о войне. Романтические и реалистические тенденции. «Звезда» Е. Казакевича, «В окопах Сталинграда» В. Некрасова. Лирика «фронтового поколения». Очерковая проза конца 1940-х – начала 1950-х гг. «Районные будни» В. Овечкина.

Литературная атмосфера. Постановления ЦК ВКП(б) 1946–1947 гг. (о журналах «Звезда» и «Ленинград», «О репертуаре драматических театров и мерах по улучшению» и т.д.). Драматические судьбы А. Ахматовой и М. Зощенко. Репрессивные кампании. Борьба с «космополитизмом». Проблема «железного занавеса». «Авторитетное» и «авторитарное».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: