Форма занятия: традиционная

Цель и задачи: изучение идейно-художественной специфики сатиры А.Д. Кантемира «На хулящих учение. К уму своему», формирование навыка анализа художественного текста, умения логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.

Вопросы для обсуждения:

1. Причины обращения Кантемира к жанру стихотворной сатиры. Какова основная проблематика произведения и как отражаются в нем насущные вопросы послепетровского времени?

2. История создания и публикации первой сатиры Кантемира. Первоначальная и окончательная редакции. Каковы мотивы и принципы авторской правки текста сатиры?

3. Проблема художественного метода Кантемира, соотношение барочного и классицистического начал в его творчестве. Лиро-эпический характер сатиры, элементы драматизации повествования. Жанровые особенности произведения.

4. Сюжет и композиция первой сатиры. Что связывает отдельные части в единое художественное целое? Какова роль кольцевой композиции в раскрытии авторского замысла?

5. Образная система сатиры. Типология героев и критерии деления их на группы. Образ лирического героя. Особенности проявления авторского начала. Основные приемы создания сатирического образа.

6. Традиционное и новое в языке и стихе Кантемира-сатирика. Что в творческом наследии писателя взяла на вооружение русская поэзия и от чего она отказалась?

7. Творчество А.Д. Кантемира в оценке русской критики.

Задания для самостоятельной работы по подготовке к практическому занятию:

1. Выписать определение сатиры. Определить место стихотворной сатиры в системе жанров русской литературы XVIII в.

2. Прочитать первую сатиру Кантемира и составить лексический комментарий к ее тексту. Каково значение и функции авторского комментария к произведению?

3. Сопоставить композицию и образную систему первой сатиры Кантемира в ее первоначальном и окончательном вариантах. Определить причины и основные направления трансформации текста произведения от редакции к редакции.

Источники: 42

Литература:

    • обязательная: 11
    • дополнительная: 11, 19, 49, 56, 65, 69

Практическое занятие по теме 9.1.

«Жанр торжественной оды в творчестве М.В. Ломоносова»

Время: 2 часа


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: