Форма занятия: традиционная

Цель и задачи: изучение художественной специфики трагедии А.П. Сумарокова «Димитрий Самозванец», формирование навыка анализа художественного текста, умения логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.

Вопросы для обсуждения:

1. Характер историзма в русской классицистической драматургии. Национально-историческая тематика в творчестве драматурга. Историческая основа трагедии. Тема самозванства и заговора как отражение русской истории XVIII в. Утверждение идеи просвещенного абсолютизма и торжества закона. Трагедия Сумарокова как социальный заказ и политический наказ власти и дворянству.

2. Специфика художественного воплощения в пьесе этико-эстетических и поэтических основ классицистического искусства. Проблема «страсти» и «чувства» в трагедии. Традиции барочной драматургии: образ антигероя. Трагедия А.П. Сумарокова и народная драма «Царь Максимилиан».

3. Сюжетосложение. Основные сюжетные линии и ходы пьесы в их взаимодействии. Внешний и внутренний конфликты, пути их разрешения. Роль ремарок, «пророчеств» и «вещего сна» в сюжете трагедии. Новое в функции «наперсника». Диалогическое и монологическое в пьесе. «Димитрий Самозванец» как «трагедия разговоров». Сценическая судьба произведения.

4. Классицистические принципы построения образной системы произведения и причины отступления от этих правил в трагедии Сумарокова. Основные приемы создания образа Димитрия Самозванца. Нарушение одноплановости образов (Шуйский и Пармен). Роль народа в трагедии. Значение внесценических персонажей в раскрытии авторского замысла. Причины резко отрицательной характеристики римского папы Климента VIII и русского патриарха Игнатия.

5. Сценическое и внесценическое пространство и время, характер их взаимодействия. Борьба пространств как отражение идейного замысла. Образ Москвы. Основные временные пласты. Особенности восприятия времени тираном и заговорщиками. Способы фиксации времени в трагедии.

6. Традиции французской школы драматургии расиновского типа и законы «природной драмы» Шекспира. Влияние «Гамлета», «Макбета» и «Ричарда III» на произведение Сумарокова.

7. Тираноборческая трагедия Сумарокова и ее роль в истории русской драматургии. Русская критика о личности и творчестве А.П. Сумарокова.

Задания для самостоятельной работы по подготовке к практическому занятию:

1. Дать определение трагедии. Чем вызвана популярность этого жанра в русской литературе XVIII в.? Какие черты присущи классицистической трагедии? В какой мере А.П. Сумароков следует канонам жанра, изложенным им в трактате «Наставление хотящим быти писателями»?

2. Доказать, опираясь на текст пьесы, тезис А.С. Пушкина: «Это злободневно, как свежая газета».

3. Сделать выписки, характеризующие Димитрия Самозванца, человека и правителя. Почему самохарактеристика героя совпадает с оценкой его другими действующими лицами? Каково отношение автора к Димитрию?

Источники: 64

Литература:

· обязательная: 11

· дополнительная: 6, 8, 11, 56, 64, 69


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: