Практическое занятие по теме 16.1. «Литературные общества и журналы 1810–1820-х гг.»
Время: 2 часа
Форма занятия: активная и интерактивная
Цель и задачи: изучение литературного процесса начала XIX в., формирование навыка анализа художественного текста, умения логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.
Вопросы для работы в исследовательских группах:
Группа I.
1. Как карамзинисты относились к принципу затрудненного текста?
2. Какова судьба периферийных жанров карамзинизма (фамильярной дружеской поэзии, гусарщины и др.) в истории русской поэзии?
Группа II.
3. Причины возникновения «Дружеского литературного общества» (1801)? Какие цели оно ставило? Как относилось к карамзинизму?
4. Какие цели ставил карамзинский «Вестник Европы» перед русской литературой?
5. Какое место в расстановке литературных сил начала XIX века занимало «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств»?
Группа III.
6. Участники и идеи литературного общества «Беседа любителей русского слова».
|
|
7. Почему полемику «карамзинистов» и «шишковцев» нельзя описать антитезой «романтики – классики»?
8. Кто автор терминов «архаисты» и «новаторы»? Каково значение терминов? Как А.С. Пушкин относился к «младоархаистам»?
Группа IV.
9. Какой повод ускорил образование общества «Арзамас»? Почему оно так называется? Кто его участники? Каково происхождение арзамасских прозвищ поэтов?
10. Что было серьёзным содержанием «Арзамаса»? Какова роль «Арзамаса» в истории русской литературы? Судьба общества до и после 1818 г.
11. Есть ли победитель в борьбе «архаистов» и «новаторов»?
Задания для самостоятельной работы по подготовке к практическому занятию:
1) Доказать, что в поэзии Н.М. Карамзина поэтическое слово утратило декламационную установку.
2) Проиллюстрировать анализом любого текста поэтику «мельчайших семантических сдвигов» в лирике карамзинистов. Определить место, которое занимала «галиматья» и «бессмыслица» в поэтической системе карамзинизма.
3) Перечислить известные журналы начала XIX в. Охарактеризовать наиболее влиятельные из них.
Источники: 91
Литература:
· обязательная: 5, 6, 12
· дополнительная: 16, 24, 28, 57, 59
Практическое занятие по теме 17.1
Поэтика комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Время: 2 часа