Цель и задачи: изучение поэтики комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», формирование навыка анализа художественного текста, умения логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.
Вопросы для обсуждения:
1. Творческая история комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
2. Поэтика комедии «Горе от ума»: система персонажей, символическая образность.
3. Образ Чацкого: главный пафос высказываний; политические взгляды: вопрос о крепостном праве; Россия и Запад; трансформация заглавия комедии; новаторство А.С. Грибоедова: трагизм и комизм образа; отношение Чацкого к слову; сцена сумасшествия.
4. Высший философский смысл комедии.
5. А.С. Грибоедов и его комедия в оценках критики и литературоведения. (В.Г. Белинский, И.А. Гончаров, А.А. Блок, Ю.Н. Тынянов).
Задания для самостоятельной работы по подготовке к практическому занятию:
Проанализировать статью Ю.М. Лотмана «Декабрист в повседневной жизни».
Источники: 80
Литература:
· обязательная: 5, 6, 12
· дополнительная: 16, 24, 28, 37, 57, 59
|
|
Практическое занятие по теме 18.1
Поэзия декабристов. Жанр думы в творчестве К.Ф. Рылеева
Время: 2 часа
Форма занятия: активная и интерактивная
Цель и задачи: изучение поэтики жанра думы К.Ф. Рылеева, формирование навыка анализа художественного текста, умения логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.
Вопросы для работы в исследовательских группах:
Группа I.
1. Почему для характеристики декабристов П.А. Вяземский использовал слова «убийственная болтовня», а А.С. Пушкина – «резкое витийство»?
2. Прокомментируйте следующие стихи Рылеева: «Любовь никак нейдёт на ум, / Увы! моя отчизна страждет!»
Группа II.
1. Как характеризовали развитие литературы декабристы (А. Бестужев, О. Сомов, В. Кюхельбекер)?
2. Перечислите литературные жанры, наиболее часто встречающиеся в поэзии декабристов.
3. Проследите различные воплощения принципа «жизнь и поэзия – одно» на примере творчества В.Ф. Раевского, В.К. Кюхельбекера, А.И. Одоевского, А.А. Бестужева-Марлинского, Ф.Н. Глинки, Г.С. Батенькова, К.Ф. Рылеева.
Группа III.
1. Каково происхождение жанра думы в творчестве К.Ф. Рылеева?
2. В чём отличие думы от близких лиро-эпических жанров (баллада, историческая элегия, поэма)?
3. Смысл исторических комментариев к думам.
4. Характерные черты думы в творчестве К.Ф. Рылеева.
Задания для самостоятельной работы по подготовке к практическому занятию:
Сравнительный анализ «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина и думы К.Ф. Рылеева «Олег Вещий».
Источники: 92, 93
Литература:
· обязательная: 5, 6, 12
· дополнительная: 16, 24, 28, 37, 57, 59