Форма занятия: активная и интерактивная

Цель и задачи: изучение, формирование навыка анализа художественного текста, умения логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.

Вопросы для работы в исследовательских группах:

Группа I.

1. «Повесть» в жанровой системе русского сентиментализма. Жанр повести в творчестве Н.М. Карамзина: проблема типологии и эволюции.

2. Этико-эстетическая программа писателя и ее преломление в повести. Смысл названия. Философский, нравственный и социальный аспекты осмысления истории «бедной Лизы». Основная идея произведения.

Группа II.

1. Структура повести. Внешний и внутренний конфликты, особенности их разрешения.

2. Телеологическое и амбивалентное начала в сюжете «Бедной Лизы». Причины самоубийства героини. Кто виноват в ее гибели?

3. Проблема соотношения сентиментального и предромантического в повести Н.М. Карамзина.

Группа III.

1. Система образов произведения. Место и значение образа Повествователя в ней. Отношение Повествователя к героям.

2. Основные способы и приемы создания художественного образа. Внимание к «внутреннему человеку». Портрет героя, особенности эпитетики и системы сравнений. Роль речевой характеристики, интонации, мимики, жеста, художественной детали в создании образа. Традиционное и новое в поэтике «говорящего имени» у Карамзина.

Группа IV.

1. Функции пейзажа в повести «Бедная Лиза». Природа как фон, действующее лицо произведения и его «нравственный камертон». Типология пейзажных зарисовок: пейзаж сентиментальный и предромантический; сельский и урбанистический.

2. Основные приемы изображения пространства. Поэтика образа воды.

3. Новаторство Карамзина в области «словесной пейзажной живописи»: взаимодействие исторического и природного, реального и символического контекстов.

Группа V.

1. «Бедная Лиза» Карамзина как образец нового стиля в литературе. Простота и изящество слога, забота писателя о его «благозвучии», сближение языка прозы и поэзии.

2. Эстетизация крестьянского труда и быта, духовной и речевой культуры народа.

Задания для самостоятельной работы по подготовке к практическому занятию:

1. Изобразить графически систему образов повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Выделить в тексте повести отрывки, позволяющие судить об отношении Повествователя к героям.

2. Найти в тексте произведения образы-символы, определить их роль в раскрытии авторского замысла.

3. Сравнить образы «бедной Лизы» Н.М. Карамзина и «бедной Анюты» А.Н. Радищева (глава «Едрово» в «Путешествии из Петербурга в Москву»). Можно ли на основании выявленных отличий говорить о двух течениях в русском сентиментализме?

Источники: 44

Литература:

· обязательная: 11

· дополнительная: 11, 50, 52, 56, 67–69


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: