Готлоб Фреге

(1848- 1925)

Основные идеи: философия языка, треугольник Фреге, разница между смыслом и значением.

Основная работа: «О смысле и значении» (“Uber Sinn und Вedeutung”)

Философия языка

Аристотель считал, что знание сущности вещей можно получить, проводя логический анализ языка, целью которого было установление естественного класса: вида и рода. Фреге, используя результаты более ранних философов языка, указывает на то, что язык постоянно меняется и метафоричен. Содержание понятий зависит от предложения, в состав которого они входят, фиксированного значения попросту нет. Кроме того, язык многозначен, один и тот же термин используется в разных смыслах, например, слово «человек» может означать и конкретную персону, и собирательное понятие. Поэтому следует обратиться к логическому анализу языка с целью устранения неточности и многозначности.

Смыслы терминов не имеют никакого отношения к истинности. Для определения истинности необходима референция, поэтому в логике недопустимы необозначающие имена. Идеальный логический язык не может содержать пустых терминов. Если с точки зрения смысла фразы «Одиссей женат на Пенелопе» все равно существовал ли Одиссей, то для определения истинности надо, чтобы все термины предложения имели референты – обозначаемые объекты.

Законы логики суть законы самой истинности. Законы истинности – абсолютно объективные, неизменные, независящие от познающего субъекта. Фреге задавался вопросом: “Что если мы встретим существа, законы мышления которых фактически противоречат нашим?» и отвечал: «Психологически ориентированные логики могут только заметить это и сказать, что для этих существ значимы другие законы мышления. Я же скажу: здесь мы видим доныне неизвестную разновидность безумия».

Для разработки теории познания недостаточно психологической теории, понятие тождества языка и мира должно строиться логически. Если бы тождество было только отношением между объектами, обозначенными знаками “ а ” и “ b ”, то это отношение должно было быть независимым от того, какие имена присвоены объектам, и, следовательно, суждение вида a = a не могло бы отличаться от суждения a = b в познавательном содержании.

Смысл появляется только на уровне высказывания. Он связан не с предметом, а со способом его задания. Пример: Утверждения «утренняя звезда» и «вечерняя звезда» – имеют одно значение (планета Венера), но разный смысл. До тех пор, пока не было известно, что эти два имени обозначают один объект, их смыслы не совпадали.

Треугольник Фреге

Слово является соединением трех составляющих: смысла, значения и денотата. Денотат – обозначаемый объект, например, денотат слова «книга» – то, что вы сейчас читаете. Значение собственных имен – обозначаемые предметы, значение предложений – истинностное значение (истина или ложь). Значение понятий – неопределенно, понятие подобно функции, значение его аргумента «ненасыщено», в отличие от собственных имен не означает некий конкретный предмет.

В соответствии с композиционной концепцией смысла и референции, Фреге проводит следующую аналогию: смыслы имен, входящих в предложение, детерминируют смысл всего предложения, а референции имен определяют референцию предложения. Но нужда в референциях имен возникает тогда и только тогда, когда необходимо определить истинностное значение предложения. Отсюда референция предложения есть его истинностное значение.

Смысл, значение и денотат имеют отношения к разным мирам. Денотат связывает слово с миром внешних объектов, смысл имеет отношение к внутреннему миру личности, к субъективному «я». Значение обеспечивает понимание между субъектами, является общезначимым и делает возможным коммуникацию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: