double arrow

Людвиг Витгенштейн

(1889-1951)

Основные работы: "Логико-философский трактат" ("Tractatus logico-philosophicus" (1921)), «Философские исследования» 1945.

Философская концепция, развиваемая Л. Виттгенштейном, получила название логический атомизм. Атом – это элементарная пропозиция, соответствующая состоянию дел. Чтобы связь между языком и миром была установлена, Виттгенштейн принимает онтологию событий: «1.1. Мир – целокупность фактов, а не предметов».[25] Элементарная пропозиция соответствует элементарному факту. Так достигается однозначное соответствие между языком и миром. Но отношение языка и мира более тесное, их связывают отношения подобия, о чем можно судить по следующим афоризмам:

«1.13 Мир – это факты в логическом пространстве.

2.1 Мы создаем для себя картины фактов.

2.11 Картина представляет собой определенную ситуацию в логическом пространстве, представляет существование и несуществование событий.

2.141 Картина – факт

2.15 Определенное соотношение элементов в картине – представление о том, что так соотносятся друг с другом вещи. Назовем эту связь элементов картины ее структурой, а возможность такой структуры – формой изображения, присущей данной картине.

2.151 Форма изображения – возможность того, что вещи соотносятся между собой так же, как элементы картины.

2.1511 Так картина связывается с действительностью; она соприкасается с ней»[26].

Форма картины задает определенную структуру, выражаемую в языке. Картина подобна мерке, налагаемой на действительность. К измеряемому прикасаются лишь конечные метки измерительной шкалы, что сообщает картине сопричастность с миром. «2.1515 Эти соотнесения как бы усики элементов картины, с помощью которых она соприкасается с действительностью».[27] Предложение свою форму показывает и от верности этого изображения зависит истинность или ложность пропозиций. В этом вопросе Виттгенштейн не так радикально порывает с метафизическими понятиями, как предшествующие позитивисты, сохраняя понятие субстанции. Это понятие также «подвергается атомизации», то есть представляет собой не бесформенное нечто, потенцию вещей, как было принято в философской традиции с Античности по Новое время, но отдельные объекты. Напротив, субстанция задает форму мира:

«2.0231 Субстанция мира может определять только форму, а не какие-нибудь материальные свойства. Ибо таковые образуются лишь конфигурациями объектов – изображаются только предложениями».[28] В онтологическом смысле субстанция обеспечивает простоту и неизменность объектов.

Введение понятия субстанции играет эпистемологическую роль: благодаря ему устанавливается истинность или ложность предложений: «2.0211 Если бы мир был лишен субстанции, наличие у предложений смысла зависело бы от того, истинно ли другое предложение. 2.0212 Тогда было бы невозможно набросать какую-либо картину мира (истинную или ложную)».[29] Предложение структурно подобно картине, предложение свою форму показывает. Соответственно, изучая синтаксис, мы можем получить знания о структуре мира. Правильная пропозиция с необходимостью либо истинная, либо ложная.

Форма – это то, что сохраняет логика. Логические операции представляют собой общие формы перехода от одного предложения к другому. Форма достаточна для задания не только мира, но также определяет воображаемый мир, возможное или невозможное, и математику. «6.022 Понятие числа – не что иное, как общее всех чисел, общая форма числа. Понятие числа есть переменное число. А понятие числового равенства – общая форма всех особых числовых равенств.

6.03 Общая форма целого числа: [0, ξ, ξ+1].

6.234 Математика – метод логики»[30].

Взаимозаменимые выражения имеют общую логическую форму. То что математические утверждения могут быть доказаны, означает, что их правильность не зависит от того что они выражают, их независимость от фактов.

Помимо формы, субстанция определяет и содержание объектов. Предложения и имена объектов получают свое содержание благодаря подобию логической структуры мира и пропозиции. Форма определяется определенным соотношением элементов мира, картины, любой логической структуры. Поскольку мир также имеет логическую структуру, он может быть сопоставлен с языком. Сопоставление языка и мира создает картину, определяющую смысл предложения: «То, что картина изображает, – ее смысл».[31]

Вслед за Расселом Витгенштейн отказывается от различения смысла и значения и показывает их связь: «5.4733 Фреге говорит: любое законно образованное предложение должно иметь какой-то смысл; я же говорю, любое возможное предложение образованно законно, а если оно не имеет смысла, то это может быть только потому, что некоторые его составляющие не наделены никаким значением. 6.4. Все предложения равноценны. 6.41 Смысл мира должен находиться вне мира. В мире все есть, как оно есть, и все происходит, как оно происходит; в нем нет ценности – а если бы она и была, то не имела бы ценности».[32]

Сопоставление языка с миром происходит преимущественно формально, природные законы суть некие логические формы. «6.32 Причинный закон – это не закон, а форма закона. 6.34 Все такие предложения, как закон достаточного основания, непрерывности в природе, наименьшей траты сил в природе и т. д. и т. д., – все это априорные прозрения возможных форм предложений науки».[33] Механика представляет собой приведение мира к единой форме. «6.343 Механика – это попытка построить по единому плану все истинные предложения, которые нужны нам для описания мира».[34] Описание мира с помощью механики носит общий характер, речь идет о произвольных материальных точках и телах.

Индукция создает предположение о простейшем законе, который требуется привести в соответствие с опытом. Но вне логики все случайно и индукция имеет не логическое, а только психологическое обоснование. «6.36311 Что утром взойдет солнце – гипотеза; а это значит, мы не знаем, взойдет оно или нет. 6.37 Из того, что произошло одно, принудительно не следует, что должно произойти другое. Существует только логическая необходимость».[35] Логика не выходит за пределы мира «5.61 Логика заполняет мир; границы мира суть и ее границы. 5.6. Границы моего языка означают границы моего мира».[36]

Каково отношение Виттгенштейна к традиционной философии? Поскольку метафизические утверждения и сущности выходят за границы мира, они бессмысленны. «6.53 Правильный метод философии, собственно, состоял бы в следующем: ничего не говорить, кроме того, что может быть сказано, то есть кроме высказываний науки, – следовательно, чего-то такого, что не имеет ничего общего с философией. – А всякий раз, когда кто-то захотел бы высказать нечто метафизическое, доказывать ему, что он не наделил значением определенные знаки своих предложений. Этот метод не приносил бы удовлетворения собеседнику – он не чувствовал бы, что его обучают философии, но лишь такой метод был бы безупречно правильным.

7. О чем невозможно говорить, о том следует молчать».[37]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: