Разделы I–II

1. Периодизация древнерусской литературы. Основные особенности русской средневековой словесности.

2. Мировоззрение русского средневековья и проблема художественного метода древнерусской литературы.

3. История древнерусского летописания. Особенности летописной формы, ее генезис и развитие. Основные гипотезы становления древнерусского летописания (концепция А.А. Шахматова).

4. Письменные источники «Повести временных лет». Единство летописного свода: основные идеи, композиция, темы. Значение «Повести временных лет».

5. Типология героев «Повести временных лет». Первичные жанры внутри «Повести временных лет». Языковые особенности «Повести…»

6. Оригинальная литература Киевской Руси. «Слово о законе и благодати…» митрополита Илариона как образец торжественного поучения.

7. Художественная специфика произведений Владимира Мономаха («Поучение…»; «Послание Олегу Святославичу»).

8. Тип княжеских житий: сравнительная характеристика «Сказания о Борисе и Глебе» и «Чтения о Борисе и Глебе».

9. Преподобнические жития. «Житие Феодосия Печерского» как образец жанра.

10. Жанр хождений в литературе Киевской Руси. Художественные особенности «Хождения игумена Даниила».

11. История открытия, первого издания и изучения «Слова о полку Игореве…»

12. «Слово о полку Игореве…» как литературный памятник. Структура и художественные связи в частях.

13. Способы изображения героев в «Слове о полку Игореве…»

14. Поэтические и художественные средства «Слова о полку Игореве…» Ритмические особенности.

15. Вопрос о жанре и вопрос об авторстве «Слова о полку Игореве…»

16. Художественные особенности киевской литературы, основные тенденции развития. Киево-Печерский патерик.

17. Литература Владимиро-Суздальского княжества: художественные особенности и основные тенденции развития.

18. Взаимоотношение двух редакций «Моления Даниила Заточника»: образ заглавного героя, стилистическая манера, вопрос об авторе второй редакции. Вопрос о жанре.

19. Новгородская литература: художественные особенности и основные тенденции развития. Особенности новгородского летописания.

20. Литература Галицко-Волынского княжества. Особенности летописания.

21. Литература эпохи начала ордынского нашествия. Произведения о битве на реке Калке и о битве на реке Воронеж.

22. Художественные особенности «Слова о погибели русской земли». Вопрос о связи данного произведения с «Житием Александра Невского». Жанровая специфика.

23. Житие князя-воина как новая разновидность агиографического жанра (на примере «Жития Александра Невского»). Особенности структуры и стилистики.

24. Литература периода ордынского нашествия: основные тенденции развития. Художественные особенности «Повести о разорении Рязани Батыем».

25. Возрождение формы жития мартирий. Художественные особенности «Повести об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и боярина его Федора» и «Слова о Меркурии Смоленском».

26. Новые явления в литературе эпохи Куликовской битвы. Цикл повестей о Куликовской битве.

27. Специфика «Задонщины»: вопрос об авторе, структура произведения, использование текста «Слова о полку Игореве…», стилистические особенности, жанровая специфика.

28. Художественные особенности «Слова о житии и представлении Дмитрия Ивановича, царя русского». Вопрос об авторе. Художественное своеобразие структуры произведения. Особенности стилистики (стиль «плетения словес»). Новаторские черты.

29. Стиль «Плетения словес» и стиль тырновской школы. Творчество Епифания Премудрого.

30. Стиль «Плетения словес» в литературе Древней Руси. «Повесть о взятии Царьграда турками в 1453 году»: структура произведения, стилистические особенности, вопрос об авторе.

31. Стиль «Плетения словес» в русской агиографии XVI века («Житие Стефана Пермского», «Житие Сергия Радонежского»).

32. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина как разновидность жанра хождений. Стилистические особенности «Хождения…»

33. Литературная деятельность Иосифа Волоцкого и Нила Сорского. Особенности стилистической манеры Иосифа Волоцкого.

34. Обобщающие произведения литературы эпохи формирования Московского централизованного государства («Степенная книга», «Стоглав», «Великие Четьи Минеи», «Домострой»). Значение деятельности кружка митрополита Макария.

35. Публицистика в эпоху Московского централизованного государства. Концепция «Москва – третий Рим» в русской публицистике XVI века («Послание на звездочетцев» старца Филофея; «Послание о Мономаховом венце» Спиридона-Саввы и «Сказание о князьях владимирских»). Образ идеального самодержца в русской публицистике XVI века (публицистическая деятельность Максима Грека и Ивана Пересветова).

36. Стиль посланий Ивана Грозного («Послание в Кирилло-Белозерский монастырь», переписка с Андреем Курбским).

37. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма. Агиографические и фольклорные традиции в повести. Образ заглавной героини. Идейно-тематический комплекс повести.

38. Становление категории художественного вымысла в литературе допетровского времени. Беллетристические повести.

39. Трансформация средневековой жанровой системы в литературе XVII века.

40. Творчество протопопа Аввакума и старообрядческая литература его времени. Художественное своеобразие «Жития» протопопа Аввакума.

41. Сатирические произведения XVII века.

42. Русское стихотворство XVII века: система стихосложения, жанры, стихотворные сборники, основные представители.

43. Русская драматургия XVII века.

44. Литература петровского времени (общая характеристика).

45. «Гистория о российском матросе Василии Кориотском…» как пример анонимной повести петровского времени (целостный анализ).

46. Понятие о классицизме. Философская основа классицизма. Эстетика классицизма.

47. Картина мира в классицизме и основной мировоззренческий конфликт. Основные антитезы: частное и общее, человек естественный и человек общественный.

48. Своеобразие русского классицизма.

49. Филологические труды М.В. Ломоносова. Теория «трех штилей».

50. Литературная позиция и эстетические манифесты М.В. Ломоносова: «Письмо о пользе стекла» и «Разговор с Анакреонтом».

51. Жанр торжественной оды в творчестве М.В. Ломоносова.

52. Образная система «Оды… на взятие Хотина». Понятие об одическом мифе. Образ автора в «Оде… на взятие Хотина».

53. Стиль «Оды… на взятие Хотина». Приемы ораторского красноречия. Особенности поэтического словоупотребления М.В. Ломоносова (вопрос о барочной стилистике).

54. Строфика и поэтический синтаксис торжественной оды в творчестве М.В. Ломоносова (на примере «Оды… на взятие Хотина»).

55. Тип писательской личности А.П. Сумарокова (творческая индивидуальность).

56. Полемика А.П. Сумарокова о жанре оды с М.В. Ломоносовым.

57. Жанр песни и элегии в творчестве А.П. Сумарокова.

58. Жанр трагедии в литературе русского классицизма. А.П. Сумароков-драматург.

59. Художественные особенности трагедии А.П. Сумарокова.

60. Специфика комедийного наследия А.П. Сумарокова.

61. Массовая беллетристика как культурное явление в литературе России второй половины XVIII века. Особый характер бытования массовой литературы XVIII века.

62. Творчество М.Д. Чулкова (общий обзор). Художественные особенности сборника «Пересмешник, или Славенские сказки».

63. Художественные особенности романа М.Д. Чулкова «Пригожая повариха…». Концепция романа, традиции и новаторство. Характеристика главной героини: философия жизни, эволюция.

64. Ирои-комическая поэма: характеристика жанра.

65. Художественные особенности ирои-комической поэмы В.И. Майкова «Елисей, или Раздраженный Вакх»: травестия и бурлеск, отличия от жанрового канона.

66. Художественные особенности ирои-комической поэмы И.Ф. Богдановича «Душенька»: сюжетные источники, жанровая специфика, образ автора.

67. Эпоха Просвещения в России: общественно-политическая и культурная ситуация первых лет правления Екатерины II. Идеология либеральных реформ.

68. Основные идеи Просвещения в творчестве Н.И. Новикова, Д.И. Фонвизина, Г.Р. Державина. Просветительский идеал Н.И. Новикова как альтернатива официальному просветительству.

69. Специфика русского Просвещения.

70. Художественные особенности отрывка «Путешествие… в*** И*** Т***».

71. Полемика о целях и задачах сатиры между журналами «Всякая всячина» и «Трутень».

72. Творчество Д.И. Фонвизина. Просветительская эстетика: басни и стихотворные сатиры («Послание к слугам моим…»).

73. Пьеса «Бригадир» – первая оригинальная комедия Д.И. Фонвизина: антидворянская направленность, разоблачение социальных и общечеловеческих пороков.74. История создания и художественное своеобразие комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

75. Основные этапы творчества Г.Р. Державина. Традиции и новаторство, проблема жанров.

76. Разрушение поэтики классицистической оды в творчестве Г.Р. Державина (от оды «Фелица» к стихотворению «Евгению. Жизнь Званская»). 77. Философская лирика Г.Р. Державина («На смерть князя Мещерского», «Памятник», «Река времен…» и др.) Формирование в русской поэзии нового этико-эстетического идеала (проблема русской анакреонтики). Державинская традиция в русской поэзии.78. Общественно-литературная деятельность А.Н. Радищева. Ода «Вольность» как первое произведение русской революционной поэзии. 79. «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева: история создания и публикации книги; тематика, проблематика, жанр, сюжет, композиция, образная система, язык и стиль.80. Философские и этико-эстетические воззрения Н.М.Карамзина и их преломление в художественном творчестве. Н.М. Карамзин как родоначальник нового типа русской поэзии. Основные идейно-тематические и стилевые изменения лирики. 81. Жанровое разнообразие лирики русского сентиментализма: жанр послания, поэтика малых стихотворных форм. Философия любви и особенности ее художественного преломления в творчестве Н.М. Карамзина и И.И. Дмитриева. Система тропов и словесно-стилистических средств.82. Повесть в жанровой системе сентиментализма. Жанр повести в творчестве Н.М. Карамзина. Смысл названия повести «Бедная Лиза»: философский, нравственный и социальный аспекты. 83. Внешний и внутренний конфликты, особенности их разрешения в повести «Бедная Лиза». Система образов и приемы ее создания. 84. Повесть «Остров Борнгольм» Н.М. Карамзина как произведение русского предромантизма. Новаторство Н.М. Карамзина в области композиционного решения произведения. Функция пейзажа.85. Восточная повесть в русской литературе. «Каиб» И.А. Крылова: система образов и пародийное начало.86. История создания и художественное своеобразие, публикации и постановки шутотрагедии И.А. Крылова «Трумф, или Подщипа».

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: