1. Общая характеристика литературно-общественного движения в России первой трети XIX века. Поэтическая программа карамзинизма. Литературные общества 1810–1820-х годов. Полемика о литературном языке.
2. Басня И.А. Крылова и басенная традиция XVIII века: развитие образа рассказчика, драматургия басни И.А. Крылова. Нравственно-философская проблематика басен И.А. Крылова.
3. Творческая история комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Особенности стиха комедии.
4. Система образов комедии «Горе от ума». Чацкий как наследник просветительских идеалов. Трагизм и комизм образа Чацкого. Поэтика комедии «Горе от ума». Новаторство А.С. Грибоедова.
5. Развитие романтизма в русской литературе. Творчество В.А. Жуковского. Поэтический мир баллад В.А. Жуковского.
6. Развитие романтизма в русской литературе. Творчество К.Н. Батюшкова. Лирический герой поэзии К.Н. Батюшкова.
7. Поэтика жанра думы в творчестве К.Ф. Рылеева.
8. Периодизация творчества А.С. Пушкина. Романтизм в творчестве А.С. Пушкина.
9. Петербургский период творчества А.С. Пушкина. Эстетика декабризма и ее влияние на лирику А.С. Пушкина. Ода «Вольность».
|
|
10. Послание А.С. Пушкина «К Чаадаеву»: совмещение стилистики гражданской и интимной лирики.
11. «Руслан и Людмила» как итог первого романтического периода творчества А.С. Пушкина. Жанровое своеобразие поэмы «Руслан и Людмила». Образ автора.
12. Творчество А.С. Пушкина периода южной ссылки. Место элегии «Погасло дневное светило…» в творчестве А.С. Пушкина «южного» периода.
13. Структура романтического конфликта «южных» поэм А.С. Пушкина.
14. Жанрово-композиционное своеобразие романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
15. Стилистическое своеобразие романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
16. «Евгений Онегин» А.С. Пушкина как энциклопедия русской жизни.
17. Проблема историзма в трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов». Развитие исторической темы в поэме А.С. Пушкина «Полтава».
18. Основные тенденции развития творчества А.С. Пушкина 1830-х годов. Проблема цикла. Сквозные символы.
19. Художественная специфика «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина.
20. Символика, образный строй поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник».
21. «Петербургский миф» и его осмысление в русской литературе первой трети XIX века.
22. Проза А.С. Пушкина 1830-х годов. Художественное своеобразие «Повестей Белкина».
23. Проза А.С. Пушкина 1830-х годов. «Пиковая дама»: двойной уровень обобщения.
24. Историческая проза А.С. Пушкина 1830-х годов. Художественная специфика повести «Дубровский».
25. Идейная структура повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Проблема законности и милосердия в позднем творчестве А.С. Пушкина.
|
|
26. Поэтика повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»: символика пейзажа, образ Гринева.
27. Периодизация и общая характеристика творчества М.Ю. Лермонтова. Устойчивый комплекс мотивов лермонтовской поэзии.
28. Мотив романтического двоемирия в ранней лирике М.Ю. Лермонтова. Поэтика антитез.
29. Лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова. Образ демона: переосмысление традиций Дж. Г. Байрона.
30. Идейно-художественные особенности драмы М.Ю. Лермонтова «Маскарад». Арбенин как вариация демонического героя-мстителя.
31. Творческая история поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Структура конфликта.
32. Символика поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри».
33. Путь М.Ю. Лермонтова к герою времени: лирика, драма, роман.
34. Проблема целостности романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
35. «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова – начало русского психологического романа.
36. Цикл рассказов Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»: композиция, стиль, функция фантастики.
37. Цикл рассказов Н.В. Гоголя «Миргород»: композиция сборника, связь с замыслом «Вечеров…»
38. Своеобразие историзма и проблема национального характера в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
39. Природа комического. Понятие о смеховом мире Н.В. Гоголя.
40. Жанрово-стилевое своеобразие комедий Н.В. Гоголя.
41. Идейно-художественное своеобразие комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
42. Проблема художественного творчества в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя.
43. Художественная специфика повести Н.В. Гоголя «Шинель». Значение повести для развития русской литературы.
44. «Мертвые души» Н.В. Гоголя: философско-религиозная проблематика поэмы и ее связь с композицией.
45. Проблематика и поэтика поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». Второй том романа.
46. Духовный кризис Н.В. Гоголя. Основные идеи «Выбранных мест из переписки с друзьями».
47. Общественно-политическая ситуация в России второй половины XIX века и ее влияние на развитие литературного процесса. Кружки Н.В. Станкевича и Т.Н. Грановского и развитие либеральной общественно-политической мысли в России.
48. Консервативное направление в общественно-политической мысли в России и его роль в развитии литературы и журналистики второй половины XIX века.
49. Менталитет русской интеллигенции 1840–1850-х годов. «Литературное обособление».
50. «Полинька Сакс» А.В. Дружинина и ее «необъятно цивилизующее влияние» (Ф.М. Достоевский «Подросток») на русское общество середины XIX века.
51. Эстетика русского западничества. П.Я. Чаадаев как предзападник. Первое философическое письмо.
52. Литературно-общественная деятельность В.Г. Белинского и его роль в литературном процессе XIX века.
53. Славянофильство как течение. Влияние славянофильства на развитие русской мысли.
54. Литературная деятельность представителей семейства Аксаковых.
55. «Натуральная школа» и развитие русской литературы середины – второй половины XIX века.
56. Принцип физиологизма и предметный мир в произведениях «натуральной школы». Сборник «Физиология Петербурга».
57. Проблематика повестей Д.В. Григоровича «Деревня» и «Антон Горемыка».
58. Творчество А.И. Герцена. Проблема «лишнего человека» и традиции «натуральной школы» в романе «Кто виноват?».
59. Роман И.А. Гончарова «Обыкновенная история»: структура конфликта и смысл заглавия.
60. Поэтика и проблематика романа И.А. Гончарова «Обломов». Своеобразное развитие традиций «натуральной школы».
61. Роман И.А. Гончарова «Обрыв»: поэтика романа, идейно-тематическое своеобразие, развитие темы нигилизма.
62. Раннее творчество Ф.М. Достоевского. Ф.М. Достоевский и «натуральная школа».
63. Поэтика Ф.М. Достоевского: специфика художественных приемов. Основные черты личности в художественном творчестве Ф.М. Достоевского. Тип романа.
|
|
64. Традиции и новаторство повести Ф.М. Достоевского «Бедные люди».
65. Художественное своеобразие проблематики повести Ф.М. Достоевского «Бедные люди». Образная система.
66. «Двойник» Ф.М. Достоевского: поэтика «петербургской поэмы», формирование галереи «подпольных людей».
67. Художественное своеобразие «сентиментального романа» Ф.М. Достоевского «Белые ночи».
68. Цикл рассказов И.С. Тургенева «Записки охотника»: проблематика, поэтика, связь с «натуральной школой».
69. Романное творчество И.С. Тургенева. «Лишний человек» как кардинальное понятие русского менталитета.
70. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»: структура конфликта и поэтика заглавия.
71. Любовная тема в творчестве И.С. Тургенева. Понятие «тургеневская женщина» в истории русской литературы.
72. Последний период творчества И.С. Тургенева. «Стихотворения в прозе»: проблематика и поэтика, жанровое своеобразие.
73. Эстетические взгляды Н.Г. Чернышевского и парадоксы романа «Что делать?».
74. Периодизация творчества А.Н. Островского. Жанровое своеобразие комедии «Свои люди – сочтемся».
75. Жанровое своеобразие и характер конфликта в москвитянинских пьесах А.Н. Островского.
76. Своеобразие проблематики и конфликта в пьесе А.Н. Островского «Гроза». Критика о драме «Гроза».
77. Последний период творчества А.Н. Островского. Создание драмы нового типа.
78. Философия романтизма и космос Ф.И. Тютчева. Особенности поэтики.
79. Пантеизм и лирика природы Ф.И. Тютчева.
80. Любовная лирика Ф.И. Тютчева. Своеобразие «денисьевского» цикла.
81. Политическая и славянофильская лирика Ф.И. Тютчева.
82. Эстетика А.А. Фета. А.А. Фет как поэт «чистого искусства».
83. Своеобразие стилистики А.А. Фета: «лирическая дерзость» (Л.Н. Толстой). Музыкальность поэзии А.А. Фета.
84. Тематическое своеобразие любовной и пейзажной лирики А.А. Фета.
85. Художественно-тематическое своеобразие гражданственной лирики Н.А. Некрасова.
86. Новаторство Н.А. Некрасова в области формы русского стиха.
87. Основные мотивы поэзии Н.А. Некрасова (лирика, лиро-эпика).
|
|
88. Любовная лирика Некрасова. Художественная специфика «панаевского» цикла.
89. Лиро-эпическое наследие Н.А. Некрасова: художественное своеобразие.
90. Проблематика и жанровые особенности поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
91. Литературно-общественное движение 1870–1890-х годов. Литература народничества: проблематика и жанровое своеобразие. Творчество Г.И. Успенского.
92. Проблематика творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина, жанровые разновидности сатиры писателя.
93. «История одного города» как сатирическое произведение: особенности проблематики и объекты сатирического обличения. Философская концепция истории в романе. Роль гротеска.
94. «Господа Головлевы»: тематика и проблематика романа, особенности композиции. Роль и место романа в ряду «семейных» романов 1870–1890-х годов.
95. Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина: проблематика и художественное своеобразие. Темы, герои, сюжеты сказок, способы сатирической типизации в них. Значение жанра в творчестве писателя.
96. Творчество Н.С. Лескова: проблематика, особенности стиля и языка.
97. Образы русского праведника в творчестве Н.С. Лескова.
98. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»: проблематика и художественное своеобразие, система образов. Роль двойников в раскрытии характера Раскольникова.
99. Теория Раскольникова. Проблема преступления и наказания в романе Ф.М. Достоевского.
100. Проблематика романа Ф.М. Достоевского «Идиот». Образ князя Мышкина.
101. Роман Ф.М. Достоевского «Бесы»: проблематика и система образов, смысл эпиграфа.
102. Роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»: нравственно-философская проблематика романа и ее отражение в композиции романа.
103. Система образов в романе «Братья Карамазовы». Иван Карамазов и его «Легенда о Великом Инквизиторе».
104. Трилогия Л.Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность»: проблематика и художественное своеобразие, принципы создания характера.
105. «Военные рассказы» и «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого: особенности изображения военного быта.
106. Повесть Л.Н. Толстого «Казаки». Новое в изображении «естественного» и светского человека. Тема природы в повести.
107. «Война и мир»: история создания, жанровое своеобразие, проблематика романа, особенности композиции.
108. «Война и мир»: система образов, приемы и способы создания характеров, «диалектика души».
109. «Мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина».
110. Роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина»: проблематика и особенности композиции. Проблема личности в романе Л.Толстого «Анна Каренина». Смысл эпиграфа.
111. Творчество Л.Н. Толстого 1880-х годов. «Крейцерова соната», «Смерть Ивана Ильича» и проблема необходимости духовного перерождения человека.
112. Драматургия Л.Н. Толстого. Драма «Живой труп»: проблематика и художественное своеобразие.
113. Роман Л.Н. Толстого «Воскресение»: проблематика, система образов и художественное своеобразие. Авторская позиция в романе.
114. Поэтика юмористических рассказов раннего Чехова.
115. Творчество А.П. Чехова 1880-х годов: особенности поэтики и проблематики. Повесть «Степь» как переломное произведение: лиро-эпическое начало повествования, природа, герои и автор.
116. Творчество А.П. Чехова 1890–1900-х годов: отражение духовных исканий интеллигенции. «Палата № 6»: проблематика и поэтика.
117. Проблема нравственного выбора в творчестве А.П. Чехова («По делам службы», «Дама с собачкой», «Архиерей» и др.). Принципы композиции и сюжетосложения, приемы обрисовки характера.
118. Особенности драматургии А.П. Чехова. «Чайка» как новаторское произведение. Тема призвания и счастья в пьесе.
119. Столкновение духовности и «воинствующего мещанства» в драмах А.П. Чехова «Дядя Ваня» и «Три сестры».
120. «Вишневый сад»: проблема жанра и художественное своеобразие.