Цель: Обучение эффективным способам общения с ребенком осуществляется путем проведения детско-родительских игр, тренингов, совместных коррекционных занятий с детьми.
Стимуляция оптимальных взаимоотношений между детьми и их родителями достигается успешно в семейных и детско-родительских группах, состоящих из нескольких семей. Групповая форма работы способствует конструктивному переосмыслению личностных проблем, формирует как эмоциональное переживание проблем и конфликтов на более высоком уровне, так и новые, более адекватные эмоциональные реакции, вырабатывает ряд социальных навыков, особенно в сфере межличностного общения.
В этих целях используются детско-родительские игры, задачи и содержание которых ограничены востребованной темой.
Структура групповых занятий складывается из четырех этапов: установочный, подготовительный, собственно-коррекционный, закрепляющий.
Первый установочный этап включает в себя главную цель – формирование положительной установки ребенка и его родителей на занятие.
|
|
Основными задачами являются:
· формирование группы как целое;
· формирование положительного эмоционального настроя на занятие;
· формирование эмоционально-доверительного контакта психолога с участниками группы.
Основные психотехнические приемы на данном этапе: спонтанные игры, направленные на развитие положительного эмоционального фона, игры на невербальные и вербальные коммуникации. Развлекательная форма занятий способствует сближению группы, создает положительную эмоциональную установку на занятие.
Основной целью подготовительного этапа является структурирование группы, формирование активности и самостоятельности ее членов.
Задачи этого этапа:
· снижение эмоционального напряжения участников группы;
· активизация родителей на самостоятельную психологическую работу с ребенком;
· повышение веры родителей в возможность достижения позитивных результатов.
Это достигается с помощью специальных сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, направленных на снятие эмоционального напряжения, приемы невербального взаимодействия. Такие игры представляют собой своеобразные имитационные модели проблемных ситуаций межличностного общения.
Основной целью собственно-коррекционного этапа является формирование новых приемов и способов взаимодействия родителей с детьми, коррекция неадекватных эмоциональных и поведенческих реакций.
Конкретные задачи:
· изменение родительских установок и позиций;
· расширение сферы социального взаимодействия родителей и ребенка;
· формирование у родителей адекватного отношения к ребенку и его проблемам;
|
|
· обучение самостоятельному нахождению нужных форм эмоционального реагирования.
Используются сюжетно-ролевые игры, дискуссии, психодрамы, анализ жизненных ситуаций, поступков, действий детей и родителей, совместная деятельность, специальные упражнения на развитие навыков общения. В ходе данного этапа родители сосредоточиваются на достоинствах ребенка, помогают ему поверить в себя и свои способности, поддерживать ребенка при неудачах, родители учатся анализировать ошибки и находить альтернативные способы реагирования в проблемных ситуациях.
Целью закрепляющего этапа является формирование адекватного отношения к проблемам, закрепление приобретенных знаний и навыков, рефлексия.
Задачи этапа:
· закрепление приобретенных навыков эмоционального реагирования;
· формирование устойчивого отношения родителей к ребенку и его проблемам.
Психотехническими приемами закрепляющего этапа являются сюжетно-ролевые игры, этюд-беседы, совместная деятельность. Эти игры способствуют преодолению неадекватных форм поведения, вытеснению негативных переживаний, изменению способов эмоционального реагирования, осознанию мотивов воспитания детей с ОВЗ.
Детско-родительская игра "Школа понимания"
Игра проводиться с целью обучения родителей эффективным способам общения с ребенком, имеющего отклонения в развитии. Детско-родительская игра является заключительным этапом в групповой работе с родителями после проведенных консультационных мероприятий, носивших информативных и обучающих характер, по теме «Роль семьи в развитии личности и формирование межличностных отношений у детей с задержкой психического развития».
Описание группы: родители и дети младшего школьного возраста, имеющие задержку психического развития (ЗПР).
Условия проведения: Численность группы от 10 до 12 человек. Необходимо обеспечить всех участников раздаточным материалом. Желательно, чтобы занятие проводили два тренера. Необходимо свободное пространство для проведения подвижных игр и упражнений, наличие небольшого мяча, музыкального центра. Желательно использовать колокольчик для обозначения начала и окончания задания.
Ход занятия.
1. Установочный этап.
Цель: формирование положительной установки родителей, воспитывающих детей с задержкой психического развития, на совместную работу.
Задачи:
· определение целей работы группы и запросов к содержанию занятия;
· формирование группы как целое;
· формирование положительного настроя родителей и детей с ЗПР на занятие;
· формирование эмоционально-доверительного контакта психолога с участниками.
1) Упражнение "Приветствие"
Каждый участник группы (по кругу) встает с места, здоровается, называет свое имя и произносит какую-либо фразу, обращенную ко всем остальным: "Добрый день", "Желаю всем узнать много нового и интересного", и т.д. Вместо фразы участник может использовать любой приветственный жест.
2) Игра "Давайте поздороваемся"
Под веселую музыку взрослые и дети хаотично передвигаются по комнате в удобном для них темпе и направлении. По определенному сигналу ведущего (например, звонок колокольчика) все останавливаются. Оказавшиеся рядом участники приветствуют друг друга, задают вопросы, говорят что-то приятное, это может быть комплимент, пожелание или любая фраза, сказанная доброжелательным тоном, например «Как я рада Вас сегодня видеть!». Вместо фразы участник может использовать любой приветственный жест.
2. Подготовительный этап.
Цель: структурирование группы, формирование активности и самостоятельности родителей и детей, имеющих ЗПР
Задачи:
· создание атмосферы доброжелательности и доверия;
|
|
· сплочение группы взрослых и детей, формирование интереса к совместной деятельности;
· снижение эмоционального и физического напряжения участников группы;
· повышение веры родителей, воспитывающих детей с ЗПР в возможность достижения позитивных результатов.
1) Игра "Найди свой лепесток"
Инструкция: "На поляне росли цветы с семью лепестками: красный, желтый, оранжевый, голубой, синий, фиолетовый, зеленый (количество цветков должно соответствовать количеству семейных команд). Подул сильный ветер и лепестки разлетелись в разные стороны. Надо найти и собрать лепестки цветика-семицветика".
Каждая группа собирает свой цветок, так, чтобы цветик получился из всех семи цветов по одному лепесточку. Лепестки располагаются на полу, на столах, под стульями, в других местах помещения. Побеждает команда, которая быстрее всех найдет лепестки.
2) Упражнение "Скороговорки"
Каждая команда получает карточку со скороговоркой и хором её быстро проговаривает. Скороговорки следует выбирать в соответствии с особенностями речевого развития детей с ЗПР. Упражнение полезно тем, что родители помогают детям произнести сложные для них фразы. Например:
· Все бобры добры до своих бобрят
· У маленькой Сани санки едут сами
· Не всяк умен, кто богато наряжен
· Дятел дерево долбил стуком деда разбудил
· На крыше у Шуры жил журавль Жура
· До города дорога в гору, от города – с горы
3) Игра "Новая сказка"
Играют все участники. Каждому игроку раздаются картинки рисунками вниз, с любым сюжетным содержанием. Первый участник берет картинку и сразу, без предварительной подготовки, сочиняет рассказ, сказку, детективную историю (жанр оговаривается заранее), где действие разворачивается с участием главного героя – человека, предмета, животного, изображенного на картинке. Последующие игроки по кругу продолжают развивать сюжетную линию, вплетая в повествование информацию, связанную с изображениями на их картинках.
3. Собственно-коррекционный этап.
|
|
Цель: формирование новых приемов и способов взаимодействия родителей с детьми, имеющих ЗПР, коррекция неадекватных эмоциональных и поведенческих реакций.
Задачи:
· актуализация семейных переживаний, изменение родительских установок и позиций;
· расширение сферы социального взаимодействия родителей и ребенка с ЗПР;
· формирование у родителей адекватного отношения к ребенку с ЗПР и его проблемам;
· обучение самостоятельному нахождению нужных форм эмоционального реагирования, развитие вербальных форм проявления эмоций, развитие чувства эмпатии и доверия;
· формирование позитивных образов общения в семье, решения конфликтных ситуаций.
1) Игра-сказка "Воробьиная семья"
Инструкция: "Жила-была в лесу воробьиная семья: мама, папа, сын. Мама улетала мошек ловить, семью кормить. Папа укреплял жилище веточками, утеплял мхом. Сын учился в лесной школе, а в свободное время помогал отцу, и всегда этим хвастался. Он всем пытался доказать, что он самый ловкий и сильный. А с теми кто не соглашался, ссорился и даже дрался. Как-то раз мама и папа прилетели в гнездо, а сын-воробушек сидит взъерошенный, потому, что …"
Каждая команда получает карточки с заданиями:
· Сын подрался с другом;
· Ребенок боится отвечать у доски на уроках;
· Сын требует купить ему компьютерную игру;
· Ребенок не хочет идти в школу;
· Учитель сделал замечание, что он постоянно отвлекается на уроках, нарушает дисциплину;
· Сын не хочет выполнять домашние задания.
Участникам предлагается обсудить ситуацию, разделив роли между собой.
2) Упражнение "Эмоции".
На каждую команду (родители и ребенок) выдаются маленькие карточки с изображениями пустых лиц. Задаются жизненные ситуации (уроки в школе, выполнение домашних заданий, прогулка, общение с родителями). Ребенку необходимо нарисовать то состояние, в котором он пребывает во время этих ситуаций. Родители должны обсудить с детьми, почему именно такие эмоции он испытывает.
3) Игра "Щепки на реке"
Взрослые встают в два длинных ряда, один напротив другого. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой реки. Детям предлагается стать "щепками".
Инструкция: «Это – берега реки. По реке сейчас проплывут Щепки. Один из желающих должен "проплыть" по реке. Он сам решит, как будет двигаться: быстро или медленно. Берега помогают руками, ласковыми прикосновениями, движению Щепки, которая сама выбирает себе путь: она может плыть прямо, может крутиться, может останавливаться и поворачивать назад. Когда Щепка проплывет весь путь, она становиться краешком берега и встает рядом с другими. В это время следующая Щепка начинает свой путь…"
4) Беседа на тему "Семейный досуг"
Каждой команде дается задание составить список из пяти вариантов, как можно вместе с ребенком провести выходной день. В этом задании учитываются мнения и пожелания всех участников. Затем каждая команда демонстрирует результат своей работы. Повторяющиеся варианты других команд заносятся в общий список. Из этого упражнения можно каждому для себя открыть различные способы семейного времяпровождения.
4. Закрепляющий этап.
Цель: формирование адекватного отношения к проблемам, закрепление приобретенных знаний и навыков, рефлексия.
Задачи:
· закрепление приобретенных навыков эмоционального реагирования;
· формирование устойчивого отношения родителей к ребенку с ЗПР и его проблемам;
· актуализация позитивного опыта общения с ребенком;
· оценить эффективность и актуальность проводимой работы.
1) Игра "Цветик – семицветик"
Каждая семейная команда работает со своим цветиком - семицветиком. Участники игры задумывают семь желаний: три желания задумывает ребенок для родителей, три – взрослый для ребенка, одно желание будет совместным (желание ребенка и родителя). Затем родитель и ребенок меняются лепестками и обсуждают лепестки-желания. Необходимо обратить внимание на те желания, исполнение которых совпадает с реальными возможностями.
2) Этюд-беседа "Самый веселый день (счастливый, запоминающийся, т.д.) с моим ребенком".
Все участники становятся в круг (родители и дети вместе), и каждый родитель рассказывает о самом веселом, счастливом дне со своим ребенком.
3) Завершение игры.
Участники по кругу передают мяч и отвечают на вопросы:
· чем полезна именно для Вас данная встреча (взрослые), что понравилось (взрослые и дети);
· что Вы могли бы применить в отношении своего ребенка (взрослые);
· Ваши пожелания.
Обратная связь:
Рекомендуем проводить через анкетирование, в котором родители отражают свое мнение, насколько полезной оказалась для них игра и насколько оправдала она их ожидания, а также свои пожелания.
В конце игры психолог раздает подготовленные заранее рекомендации, касающиеся форм и способов общения с детьми («Золотые правила воспитания», «Советы родителям, заинтересованным в формировании адекватной самооценки детей», «Советы по развитию чувства уверенности детей», проч.), перечень упражнений и игр, которые можно использовать в дома, на прогулке, в кругу сверстников.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение сензитивности к ребенку.
2. Выработка более адекватного представления о возможностях и потребностях детей с ЗПР.
3. Ликвидация психолого-педагогической неграмотности.
4. Продуктивная реорганизация арсенала средств общения с ребенком.