Общие рекомендации

Вводная лекция по курсу профессиональной этики должна быть связана с обоснованием особой важности ее изучения при освоении человекоориентированных профессий, в том числе, юридической.

На вводной лекции также необходимо представить особую структуру модульного изучения курса профессиональной этики:

- общетеоретические вопросы профессиональной этики;

- специальные вопросы профессиональной этики юриста;

- прикладные вопросы профессиональной этики юриста.

Кроме того, важное значение имеет рассмотрение междисциплинарного характера курса профессиональной этики. При этом необходимо выделить самую значимую междисциплинарную связь – между этикой и юриспруденцией.

Общетеоретические вопросы профессиональной этики (модуль1) предполагают не только знакомство с основами этики как науки о морали и нравственности, но и основательный анализ особенностей взаимодействия морали и права в регулировании социальных отношений поведения личности в обществе.

Последующие три лекции связаны с изучением специальных вопросов

профессиональной этики (модуль 2). В лекциях этого модуля важен прежде всего анализ условий возникновения и исторических предпосылок формирования профессиональной этики, а также анализ общечеловеческих (общеисторических) корней возникновения основных видов профессиональной этики (медицинской, юридической, педагогической, этики бизнеса и т.д.). Принципиально важным является также рассмотрение органической связи общеэтических принципов и категорий с содержанием профессиональной этики. Особое внимание необходимо также уделить раскрытию своеобразия иерархии нравственных ценностей в различных видах человекоориентированных профессий.

Завершается изучение 2 модуля анализом основных принципов и правил юридической этики и особенностей развития профессионально-нравственных отношений в правовой сфере.

Изучение специальных вопросов юридической этики связано и с анализом нравственных основ законодательства о правосудии и правоохранительной деятельности.

Изучению прикладных вопросов профессиональной этики юристов (модуль 3) посвящено пять лекций, содержание которых должно быть связано с анализом нравственных проблем, возникающих на различных уровнях, этапах и в специфических ситуациях правоприменительной практики. При этом важно показать различие уровней ответственности за результаты юридической деятельности (например, на этапе предварительного следствия, на этапе осуществления правосудия и т.д.).

Логическим завершением изучения 3 модуля и курса в целом является рассмотрение проблем культуры профессиональной деятельности юриста, ее нравственного стержня. Не менее важно раскрыть не только профессиональные особенности этикета в правовой сфере, но и сформулировать основные требования к моральному облику различных представителей юридической профессии, зафиксированных в профессиональных кодексах (судьи, следователя, прокурора, адвоката, нотариуса и т.д.).

Семинарские занятия по курсу профессиональной этики должны быть направлены на подробное рассмотрение наиболее сложных проблем всех трех модулей курса. В модуле 1 на семинары выносятся две проблемы: проблема соотношения морали и права, а также проблема органической связи общеэтических принципов и категорий с содержанием профессиональной этики.

В модуле 2 на семинар вынесена одна проблема: «уровни и формы осмысления сущности, содержания и специфики юридической этики». Ее рассмотрению на семинаре должна предшествовать самостоятельная работа студентов с самыми разнообразными литературными источниками, причем не только с научной и учебной литературой, но и с фольклорной литературой, а также зарубежной и отечественной афористикой.

Рассмотрению прикладных вопросов профессиональной этики юристов в модуле 3 посвящено пять семинаров и практических занятий (по всем пяти темам лекций в этом модуле). Темы семинаров очень разнообразны. Например: «соотношение процессуальных, тактических и нравственных требований к предварительному следствию»; «презумпция невиновности с точки зрения морали и права»; «профессиональные кодексы юристов как показатель высокого уровня развития культуры профессиональной деятельности» и др.

Практические занятия по этому модулю могут проводиться в форме экскурсийв музеи Санкт–Петербурга. При этом их темы могут варьироваться. Например, могут быть проведены экскурсии в музеи:

– Истории Санкт-Петербурга – на выставку «Тюрьма Трубецкого бастиона»; на экспозицию «Музей газодинамическая лаборатория» в Иоанновском равелине; на место казни декабристов на Кронверке и т.д.

– Политической истории России – на выставку «Смертная казнь «за» и «против»»; на экспозиции «Из истории ГУЛАГа в СССР» и т.д.

– музей Ф.М. Достоевского по теме «Публичные казни в России 19 века».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: