Один из лучших способов — решать задачи. Но для этого годятся не любые задачи, а лишь те, что тренируют творческий, нешаблонный подход к проблеме.
Разберем для примера одну из них.
«Куб с отверстием». Имеется деревянный куб с размером грани 20 см. В нем нужно проделать отверстие сложной формы, связывающее находящиеся рядом плоскости. Отверстие должно быть постоянного диаметра и иметь как минимум 4 поворота. Предложите возможные варианты решений.
Для поиска одного из вариантов вам даются подсказки: гравитация, температура, поворот, сплав. Они помогут вам найти такой ответ (не торопитесь читать, постарайтесь додуматься сами):
Отверстие сложной формы можно получить с помощью сплава, нагретого до высокой температуры, который прожигает в кубе отверстие под действием силы тяжести. Поворачивая куб, можно менять направление отверстия.
А теперь — другие подсказки: схема, рефлекс, тренаж, подкрепление. Попробуйте дать еще один вариант решения.
При этом постарайтесь избежать характерных ошибок, когда с задачей быстро знакомятся, потом искажают или забывают ее условия; не доводят проверку очередной гипотезы до конца, ограничиваясь общим впечатлением, а потом снова возвращаются к уже отвергнутому.
|
|
Наконец, главная ошибка заключается в том, что свое понимание условий задачи испытуемый зачастую принимает за ее объективное содержание. Вот, например, известная задача: 9 точек, расположенных в форме квадрата, нужно пересечь четырьмя прямыми линиями, не отрывая карандаша от бумаги. Многие становятся в тупик, почему-то не решаясь выйти за границы квадрата, хотя такого запрета в условии не содержится. Но достаточно это понять, как задача оказывается очень простой. Перед вами один из вариантов ее решения.
Следующая задача:
«Ведро и рыбы». В ведро, доверху наполненное водой, пустили живую рыбу, но вода не перелилась через край. Дайте несколько объяснений этого явления.
Сразу же предупредим, что этот феномен не противоречит никакому физическому закону. Более того: он даже имеет 11 объяснений. Вот одно их них: если размеры рыбы достаточно малы, чтобы при ее погружении не нарушились поверхностные связи молекул жидкости, то условия задачи будут выполнены.
Подскажем еще один вариант объяснения: он лежит в области лингвистики, космоса и механики. Остальные 9 вариантов полностью за вами.
Еще три задачи попробуйте решить сами.
«Автомобиль и гангстер». По городским улицам из банка А в банк Б едет бронированный автомобиль с большими ценностями. На всем пути движения он не подчиняется ничьим командам и действует строго по инструкции. Его охраняют 6 вооруженных полицейских, код сейфа охране неизвестен.
|
|
С этим автомобилем ждет встречи гангстер. Среди «коллег» он слывет оригиналом: принципиальный противник оружия, и единственное его оснащение — собственный транспорт. Тем не менее свой преступный план он осуществил... Каким образом?
Если очевидная неразрешимость задачи успела нагнать на вас тоску, то скажем, что первым в нашем эксперименте эту задачу решил ученик девятого класса, посрамив, кстати сказать, ученого с докторской степенью. Как видим, небольшие знания порой дают серьезное преимущество, избавляя от инерции мышления.
«Гвоздь и доски». Досок — две. Их надо скрепить длинным гвоздем так, чтобы тот изогнулся, не выходя из второй доски. Предложите конструкцию гвоздя.
Подобные гвозди применяют для постройки лодок.
«Орехи». Нужно придумать способ, который позволял бы удалять
скорлупу, не повреждая ядер, одновременно у большого количества грецких орехов. Не торопитесь относить эту задачу к неактуальным лишь потому, что лично вас устроят любые ядра. Найдя оригинальное решение, вы, по крайней мере, еще раз убедитесь в том, что и на самые привычные операции можно взглянуть по-новому.
Полезно потренировать и воображение. Посмотрите на этот рисунок. Обыкновенному человеку он напоминает о яблоке или, в лучшем случае, о чьей-то макушке с одной волосинкой. Находчивый же увидит, например, смерч на земном шаре, если смотреть из космоса.
А над двумя соседними рисунками подумайте сами. Верны все ответы, кроме банальных.
Теперь попробуйте решить несколько задач на сообразительность, предложенных психологами Московского университета. Не думайте, будто на свете есть универсальный ключ к решению творческих задач, — его существовавшие лишь означало бы конец творчества. Но подобные упражнения помогают полнее использовать те знания и умения, которые у вас, несомненно, есть.
1. Убрать 6 спичек, чтобы осталось 3 квадрата.
2. Переложив 3 спички, измените направление движения «краба». Начальное направление указано стрелкой.
З. Переложив 2 спички, сделайте из 5 квадратов 4 равных.
4. Переместив 2 точки, получите 10 рядов по 3 точки в каждом ряду.
5. Одним отрезком прямой пересеките четырехугольник так, чтобы получилось 4 треугольника.
6. Уберите 4 спички и получите 5 равносторонних треугольников.
Ответы вы найдете на с. 99.
Следующее упражнение тренирует умение находить общее в далеких, а то и противоположных вещах. На этом принципе построены, например, многие афористичные высказывания: «Наши добродетели — это чаще всего искусно переряженные пороки», «Уклонение от похвалы — это просьба повторить ее» (Ф. Ларошфуко).
Попробуйте сами создать нечто подобное на таких примерах:
Идея — это...
Доверие — это...
Студент — это...
Утренняя газета — это...
Такие упражнения не требуют никаких особых условий для работы, и заниматься ими можно практически в любой обстановке, лишь бы голова была не занята.
Воображение и логику можно тренировать и по другой модели, которую рекомендует одна японская фирма. Вам предлагается, например, такое высказывание: «Когда подует ветер... разбогатеет бондарь». Нужно найти промежуточные звенья, придающие фразе смысл: когда подует ветер, поднимается пыль, она попадет в глаза, что может ухудшить зрение, а то и привести к слепоте. Слепые начнут зарабатывать игрой на сямисэне (японском щипковом инструменте), увеличится спрос на этот инструмент, для изготовления которого требуется кошачья шкура. Уменьшение числа кошек приведет к увеличению числа крыс, которые не останутся равнодушными к бочкам, в которых хранятся продукты. Понятно, что бондарь от этого только выиграет.
|
|
Не беда, что кое-где в рассуждениях не обошлось без натяжек и вряд ли подувший ветер приведет к таким последствиям. Здесь важно умение создавать ассоциативные связи. Попробуйте придумать такие цепочки сами. Например:
Когда зацветет бузина... даст о себе знать киевский родственник.
В конце концов можно даже пренебречь здравым смыслом, позаботившись лишь о некоторой логике, как это и произошло в следующей шутливой загадке:
— Маленькая, зелененькая, на стене висит и свистит. Что это? Не знаете? Так вот, правильный ответ — селедка.
После этого может произойти примерно такой диалог:
— Но позвольте, во-первых, почему «маленькая»?
— Денег мало было.
— А «зелененькая»?
— Взял и покрасил.
— А на стене висит почему?
— Взял и повесил.
— Ну а свистит-то зачем?
— Это чтоб никто не догадался.
Способность успешно решать творческие задачи часто связана с умением приспособиться к новой обстановке. И наоборот: чехословацкие психологи установили, что адаптация во многом зависит от способности человека замечать взаимосвязи между различными элементами. Вы и по собственному опыту знаете, что каждая новая ситуация порождает новые проблемы, и решаете вы их тем легче, чем быстрее выявите элементы ситуации и их взаимосвязи. Как быстро вы это делаете? Ответить вам поможет следующий тест.
Символы в каждой строке расположены в определенной последовательности. Поставьте в конце каждой серии следующий элемент, отвечающий предлагаемой закономерности. Например, серия чисел 25, 20, 15, 10 означает, что следующее число должно быть 5.
Каждый правильный ответ дает вам 4 балла. Общее время решения—10 минут.
|
Оценка результатов:
92—112 баллов — у вас великолепные способности к адаптации;
81—91 балл — хорошие способности;
61—80 баллов — удовлетворительные;
0—60 баллов — способности к адаптации неудовлетворительные.
В заключение — несколько советов тем, кто хочет развить в себе творческие способности.
1. Расширяйте кругозор. Для серьезной работы недостаточно прилежно читать учебники. Нужно еще собирать досье по интересующим' темам, делать записи. Обсуждать свои и чужие идеи в кругу единомышленников. Брать все полезное для себя, что появляется в других областях знания. И не ограничиваться этим перечнем.
|
|
2. Будьте активны, не бойтесь неудач. Именно они дают нам опыт. А неудавшееся дело можно качать снова и по-новому.
3. Ищите оригинальные идеи, не полагаясь на извечное и даже на логику. И «сырая» идея может привести к остроумному решению.
4. Беритесь за дело с бодрым настроением и будьте уверены в себе. Это хорошее начало для любой работы.
5. Если для осуществления вашей идеи нужна помощь, то необходимо уметь эту идею отшлифовать и наилучшим образом подать —- т. е. обосновать, сравнить с аналогами, предусмотреть возможные доводы противников.
Ответы к задачам: