Как тренировать мышление

Один из лучших способов — решать задачи. Но для этого годятся не любые задачи, а лишь те, что тренируют творческий, нешаблонный подход к проблеме.

Разберем для примера одну из них.

«Куб с отверстием». Имеется деревянный куб с размером грани 20 см. В нем нужно проделать отверстие сложной формы, связывающее находящиеся рядом плоскости. Отверстие должно быть постоянного диа­метра и иметь как минимум 4 поворота. Предложите возможные вариан­ты решений.

Для поиска одного из вариантов вам даются подсказки: гравитация, температура, поворот, сплав. Они помогут вам найти такой ответ (не торопитесь читать, постарайтесь додуматься сами):

Отверстие сложной формы можно получить с помощью сплава, нагретого до высокой температуры, который про­жигает в кубе отверстие под действием силы тяжести. Поворачивая куб, можно менять направление отверстия.

А теперь — другие подсказки: схема, рефлекс, тренаж, подкрепление. Попробуйте дать еще один вариант реше­ния.

При этом постарайтесь избежать характерных оши­бок, когда с задачей быстро знакомятся, потом искажают или забывают ее условия; не доводят проверку очередной ги­потезы до конца, ограничиваясь общим впечатлением, а потом снова возвращаются к уже отвергнутому.

Наконец, главная ошибка заключается в том, что свое понимание условий задачи испытуемый зачастую принима­ет за ее объективное содержание. Вот, например, извест­ная задача: 9 точек, расположенных в форме квадрата, нужно пересечь четырьмя прямыми линиями, не отрывая карандаша от бумаги. Многие становятся в тупик, почему-то не решаясь выйти за границы квадрата, хотя такого запрета в условии не содержится. Но достаточно это понять, как задача оказывается очень простой. Перед вами один из вариантов ее решения.


Следующая задача:

«Ведро и рыбы». В ведро, доверху наполненное водой, пустили живую рыбу, но вода не перелилась через край. Дайте несколько объяс­нений этого явления.

Сразу же предупредим, что этот феномен не проти­воречит никакому физическому закону. Более того: он даже имеет 11 объяснений. Вот одно их них: если размеры рыбы достаточно малы, чтобы при ее погружении не нару­шились поверхностные связи молекул жидкости, то усло­вия задачи будут выполнены.

Подскажем еще один вариант объяснения: он лежит в области лингвистики, космоса и механики. Остальные 9 вариантов полностью за вами.

Еще три задачи попробуйте решить сами.

«Автомобиль и гангстер». По городским улицам из банка А в банк Б едет бронированный автомобиль с большими ценностями. На всем пути движения он не подчиняется ничьим командам и действует строго по инструкции. Его охраняют 6 вооруженных полицейских, код сейфа охране неизвестен.

С этим автомобилем ждет встречи гангстер. Среди «коллег» он слывет оригиналом: принципиальный противник оружия, и единственное его оснащение — собственный транспорт. Тем не менее свой преступный план он осуществил... Каким образом?

Если очевидная неразрешимость задачи успела нагнать на вас тоску, то скажем, что первым в нашем эксперименте эту задачу решил ученик девятого класса, посрамив, кстати сказать, ученого с докторской степенью. Как видим, не­большие знания порой дают серьезное преимущество, избавляя от инерции мышления.

«Гвоздь и доски». Досок — две. Их надо скрепить длинным гвоздем так, чтобы тот изогнулся, не выходя из второй доски. Предло­жите конструкцию гвоздя.

Подобные гвозди применяют для постройки лодок.

«Орехи». Нужно придумать способ, который позволял бы удалять


скорлупу, не повреждая ядер, одновременно у большого количества грецких орехов. Не торопитесь относить эту задачу к неактуальным лишь потому, что лично вас устроят любые ядра. Найдя оригинальное решение, вы, по крайней мере, еще раз убедитесь в том, что и на самые привычные операции можно взглянуть по-новому.

Полезно потренировать и воображение. Посмотрите на этот рисунок. Обыкновенному человеку он напоминает о яблоке или, в лучшем случае, о чьей-то макушке с одной волосинкой. Находчивый же увидит, например, смерч на земном шаре, если смотреть из космоса.

А над двумя соседними рисунками подумайте сами. Верны все ответы, кроме банальных.

Теперь попробуйте решить несколько задач на сообра­зительность, предложенных психологами Московского университета. Не думайте, будто на свете есть универсаль­ный ключ к решению творческих задач, — его существова­вшие лишь означало бы конец творчества. Но подобные упражнения помогают полнее использовать те знания и умения, которые у вас, несомненно, есть.

1. Убрать 6 спичек, чтобы осталось 3 квадрата.

2. Переложив 3 спички, измените направление движения «краба». Начальное направление ука­зано стрелкой.

З. Переложив 2 спички, сделайте из 5 квадра­тов 4 равных.

4. Переместив 2 точки, получите 10 рядов по 3 точки в каждом ряду.

 
 

5. Одним отрезком прямой пересеките четы­рехугольник так, чтобы получилось 4 треугольника.

6. Уберите 4 спички и получите 5 равносторон­них треугольников.

Ответы вы найдете на с. 99.

Следующее упражнение тренирует умение находить общее в далеких, а то и противоположных вещах. На этом принципе построены, например, многие афористичные вы­сказывания: «Наши добродетели — это чаще всего искусно переряженные пороки», «Уклонение от похвалы — это просьба повторить ее» (Ф. Ларошфуко).

Попробуйте сами создать нечто подобное на таких при­мерах:

Идея — это...

Доверие — это...

Студент — это...

Утренняя газета — это...

Такие упражнения не требуют никаких особых условий для работы, и заниматься ими можно практически в любой обстановке, лишь бы голова была не занята.

Воображение и логику можно тренировать и по другой модели, которую рекомендует одна японская фирма. Вам предлагается, например, такое высказывание: «Когда подует ветер... разбогатеет бондарь». Нужно найти проме­жуточные звенья, придающие фразе смысл: когда подует ветер, поднимается пыль, она попадет в глаза, что может ухудшить зрение, а то и привести к слепоте. Слепые начнут зарабатывать игрой на сямисэне (японском щипковом инструменте), увеличится спрос на этот инструмент, для изготовления которого требуется кошачья шкура. Умень­шение числа кошек приведет к увеличению числа крыс, ко­торые не останутся равнодушными к бочкам, в которых хранятся продукты. Понятно, что бондарь от этого только выиграет.

Не беда, что кое-где в рассуждениях не обошлось без натяжек и вряд ли подувший ветер приведет к таким по­следствиям. Здесь важно умение создавать ассоциативные связи. Попробуйте придумать такие цепочки сами. Напри­мер:

Когда зацветет бузина... даст о себе знать киевский родственник.

В конце концов можно даже пренебречь здравым смыслом, позаботившись лишь о некоторой логике, как это и произошло в следующей шутливой загадке:


— Маленькая, зелененькая, на стене висит и свистит. Что это? Не знаете? Так вот, правильный ответ — селедка.

После этого может произойти примерно такой диалог:

— Но позвольте, во-первых, почему «маленькая»?

— Денег мало было.

— А «зелененькая»?

— Взял и покрасил.

— А на стене висит почему?

— Взял и повесил.

— Ну а свистит-то зачем?

— Это чтоб никто не догадался.

Способность успешно решать творческие задачи часто связана с умением приспособиться к новой обстановке. И наоборот: чехословацкие психологи установили, что адаптация во многом зависит от способности человека замечать взаимосвязи между различными элементами. Вы и по собственному опыту знаете, что каждая новая ситуа­ция порождает новые проблемы, и решаете вы их тем легче, чем быстрее выявите элементы ситуации и их взаи­мосвязи. Как быстро вы это делаете? Ответить вам помо­жет следующий тест.

Символы в каждой строке расположены в определен­ной последовательности. Поставьте в конце каждой серии следующий элемент, отвечающий предлагаемой законо­мерности. Например, серия чисел 25, 20, 15, 10 означает, что следующее число должно быть 5.

Каждый правильный ответ дает вам 4 балла. Общее вре­мя решения—10 минут.

4 Заказ 732


Оценка результатов:

92—112 баллов — у вас великолепные способности к адаптации;

81—91 балл — хорошие способности;

61—80 баллов — удовлетворительные;

0—60 баллов — способности к адаптации неудовлетво­рительные.

В заключение — несколько советов тем, кто хочет развить в себе творческие способности.

1. Расширяйте кругозор. Для серьезной работы не­достаточно прилежно читать учебники. Нужно еще со­бирать досье по интересующим' темам, делать записи. Обсуждать свои и чужие идеи в кругу единомышленни­ков. Брать все полезное для себя, что появляется в дру­гих областях знания. И не ограничиваться этим переч­нем.


2. Будьте активны, не бойтесь неудач. Именно они дают нам опыт. А неудавшееся дело можно качать снова и по-новому.

3. Ищите оригинальные идеи, не полагаясь на изве­чное и даже на логику. И «сырая» идея может привести к остроумному решению.

4. Беритесь за дело с бодрым настроением и будьте уверены в себе. Это хорошее начало для любой работы.

5. Если для осуществления вашей идеи нужна помощь, то необходимо уметь эту идею отшлифовать и наилучшим образом подать —- т. е. обосновать, сравнить с аналога­ми, предусмотреть возможные доводы противников.

Ответы к задачам:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: